|
|
Ирина Алпатова
27.04.2012
«ДЬЯВОЛ», Л.Н. ТолстойПовесть «Дьявол» Толстой писал уже в зрелые годы, но попрежнему жива была его память о греховных соблазнах собственной молодости. Плотская страсть ее героя Иртенева к молодой крестьянке, не оставившая его и после женитьбы на добропорядочной дворяночке Лизе Анненской, в версии Толстого оборачивается дьявольским и греховным соблазном, ставящим человека перед выбором: перебороть этот соблазн, решиться ли на убийство или самоубийство. Повесть Лев Николаевич так и не закончил, примериваясь к двум финалам: себя ли должен убить молодой «греховодник» Евгений Иртенев или соблазнительницукрестьянку Степаниду. И, как вспоминают его биографы, даже прятал рукопись от супруги в обивке кресла.Сегодня все видится проще. Но молодой режиссер Михаил Станкевич, недавний выпускник Мастерской Сергея Женовача в ГИТИСе, следуя за классиком, на упрощение не пошел. В его спектакле очень важны вопросы нравственности и искушения, ответственности за свой моральный облик и за судьбы других людей. Станкевич и работавшая с ним компания актеров, не снижая остроты проблем, пытаются представить их в игровой, театрализованной форме. На поместно-крестьянский быт намекают лишь детали: костюмы персонажей, россыпи зерна, светлые деревянные конструкции, которые с легкостью изобразят какуюнибудь молотилку или сеновал. Соблазнительница Степанида у Екатерины Стеблиной словно явилась не из толстовских, а из гоголевских грез – этакой ведьмочкой-панночкой. Но как не любить и трогательную, чуткую, непосредственную жену Лизу Ольги Красько? Сентиментальные нотки, впрочем, вполне способна разнообразить «клоунесса» Роза Хайруллина в роли Лизиной матери, дабы семейка не казалась чрезмерно пресной. За всеми житейски-игровыми перипетиями: любовями, болезнями, домашними концертами и прочим не теряются толстовские «вечные вопросы». Красавец и кинозвезда Максим Матвеев в роли Иртенева, пожалуй, впервые примерил на себя подобный неоднозначный образ. Но и он, и режиссер умудряются быть не дидактичными. Толстовские откровения и поиски нравственного стержня здесь становятся абсолютно органичными и словно бы «присваиваются». А это уже шаг к тому, чтобы впоследствии их «присвоил» и зритель. Режиссер М. Станкевич. Художник А. Вотяков См. также:
Редакция журнала "Театральная Афиша"
Пишите нам: afisha@teatr.ru главная страница | Реклама на сайте | театральный клуб | третий звонок | рекомендуем спектакли | ссылки | журнал |
|
|