|
|
Марина Гаевская
26.04.2012
«ЧАЙКА», А.П. Чехов…Мерцающие огоньки свечей, перемещенные из пустого зала на сцену, горят на протяжении всего спектакля, создавая атмосферу мистической загадочности. В противовес постановщикам, слишком буквально понимающим авторское определение «комедия», создатели спектакля видят в знаменитой пьесе таинственную власть рока и силу трагедийного катарсиса. Отнюдь не стремясь бороться с текстом, Александр Бурдонский заметно повышает градус эмоций и доводит контраст между бравурно светлым началом и драматично мрачным финалом до предела. Между тем, масштабность режиссерского замысла сложно сочетается с камерностью избранного пространства. Зрители, находящиеся на сцене, максимально приближены к актерам, привыкшим к работе на одной из самых больших театральных площадок и не всегда справляющимся с законами иной сценической выразительности. Оттого кипящие в спектакле страсти порой кажутся искусственно преувеличенными и излишне мелодраматическими. Хотя слова невозмутимо меланхоличного доктора Дорна (Виталий Стремовский) «Как все нервны! И сколько любви…» и впрямь воспринимаются как лейтмотив всей постановки.«Пять пудов любви» здесь явно превалируют над «разговорами о литературе». Губительная слабость или, напротив, возмужание человеческой личности в борьбе с жизненными обстоятельствами оказывается важнее становления художника, а частные взаимоотношения героев вызывают больший интерес, чем их профессиональная деятельность. Потому любовные переживания отчаянно истеричной Маши (Ольга Герасимова) и несчастного, одержимого комплексами Медведенко (Игорь Марченко) ничуть не менее значимы, чем страдания представителей мира искусства, казалось бы, более подверженных безудержным страстям. Так, пафосный надрыв и искусственная суетливость Аркадиной (Анастасия Бусыгина) заставляют усомниться не только в ее искренности, но и в актерских способностях. Профессиональных амбиций лишен и Тригорин (Сергей Колесников), говорящий о своем писательском труде с вялой иронией, но пылко влюбляющийся в юную поклонницу. Саму Заречную (Татьяна Морозова, Мария Шмаевич) искренняя страсть к «небожителю» превращает из восторженной девочки в усталую женщину, для которой крушение любви оказывается болезненнее профессиональной беспомощности. Однако ее страдание закаляет, в то время как трогательно наивного мальчика Костю (Сергей Кемпо) губит. В душе так и не повзрослевшего юноши, не сумевшего расстаться с иллюзиями и преодолеть трагедию одиночества, безответное чувство тоже затмевает честолюбивое бунтарство молодого творца. В финале оба словно пытаются вернуться в прошлое, пластически повторяя эпизод их беззаботной любви, однако обратного пути нет. Но одинокая свеча Кости не гаснет, словно становясь символом его «недогоревшей» жизни. Режиссер-постановщик А. Бурдонский. Художник А. Климов. См. также:
Редакция журнала "Театральная Афиша"
Пишите нам: afisha@teatr.ru главная страница | Реклама на сайте | театральный клуб | третий звонок | рекомендуем спектакли | ссылки | журнал |
|
|