|
|
Игорь Корябин
26.04.2012
«СКАЗКИ ГОФМАНА», Ж. ОффенбахНа Большой Дмитровке – премьера, одна из тех редких удач музыкального театра, от которой на душе легко и приятно. Но вся интрига в том, что при открытии занавеса, обнажающего черную пасть пустой сцены, сие еще не очевидно. К счастью, для «Сказок Гофмана» это всего лишь режиссерскопостановочная «улыбка» А. Тителя, ибо для этого спектакля художникпостановщик В. Левенталь создал совершенно изумительную сценографию, которая не перестает радовать глаз на протяжении всей оперы.В прологе пустая сцена (она же – кулисы оперного театра, где выступает примадонна Стелла, нынешняя возлюбленная поэта Гофмана) лихо сменяется фасадом театра со столиками кафе на переднем плане (возникает даже ассоциация с Парижем, а не с нюрнбергским кабачком Лютера, что несколько забавно, ибо творчество Оффенбаха просто неотделимо от «столицы мира»). Затем мы переносимся в некое абстрактное, но очень симпатичное «технократическое» пространство ученых экспериментов доктора Спаланцани (акт «Олимпия»). Следом, словно сувенирная открытка, на заднике выплывают виды Венеции с бесчисленными палаццо, церквями и знаменитой – когда то упавшей, но вновь отстроенной – «кампаниллой» (акт «Джульетта»). Ее сменяет очень мрачная, мистически нездоровая атмосфера бюргерского жилища Креспеля, отца Антонии (в нынешней постановке «Антония» – третий акт). И, наконец, в эпилоге мы снова окунаемся в сценографию пролога. Все смены декораций происходят на наших глазах. Это придает еще большую таинственную иррациональность фабуле оперы Оффенбаха, наэлектризованной чередой поистине мефистофельских злодеяний, в центре которых – Гофман (Нажмиддин Мавлянов). За них отвечает четверка инфернальных воплощений дьявольских сил – советник Линдорф, оптик Коппелиус, генерал Дапертутто и доктор Миракль (Дмитрий Степанович в одном лице). Всех женских персонажей (Стеллу, Олимпию, Джульетту и Антонию) режиссер тоже поручил одной певице – Хибле Герзмаве. Это не просто имеет все логические основания, но и представляется единственно правильным. С последними же аккордами партитуры сцена снова пустеет. И хотя задача театра вообще, а музыкального в частности – создавать у публики иллюзии, постановщики словно пытаются сказать нам несколько больше: «Смотрите: это иллюзия, но и сама по себе она иллюзорна…» Режиссер А. Титель. Художник В. Левенталь. Дирижер Е. Бражник. См. также:
Редакция журнала "Театральная Афиша"
Пишите нам: afisha@teatr.ru главная страница | Реклама на сайте | театральный клуб | третий звонок | рекомендуем спектакли | ссылки | журнал |
|
|