Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100




Место для рекламы
Ольга Фукс
26.04.2012

«ЧАЙКА», А.П. Чехов

«Чайка» Юрия Бутусова посвящена актрисе Валентине Караваевой, которая прожила семьдесят семь лет, в двадцать три «проснулась знаменитой» после выхода фильма «Машенька» Юлия Райзмана, а через год попала в автокатастрофу, изуродовавшую ее лицо. От актерской профессии остались лишь дубляжи, озвучки, коротенькие эпизоды. И главная отдушина – игра «Чайки» перед любительской кинокамерой и катушечным магнитофоном, игра длиною в двадцать лет, которая легла в основу документального фильма Георгия Параджанова «Я – Чайка».
«Чайка» Юрия Бутусова посвящена вообще людям театра, «который больше жизни, больше любви... Люди, отдающие себя на службу театральному чудовищу, часто бывают несчастны... но, вероятно, они знают что­то, чего не знает никто». Бутусов подчеркивает – и впрямь чудовище, голодно­призывно урчащее за сценой, когда очередная жертва, Нина Заречная, пьянея от восторга, готовится шагнуть в его пасть (Агриппина Стеклова, самая неожиданная, провокативная Заречная из всех, что побывали на русской сцене).
«Чайка» Юрия Бутусова, который то и дело врывается в действие неким демоном отчаяния и бунтарства, – первый Чехов в «Сатириконе». В ней есть очарование студийного театра, где все молоды и предельно, экстремально (как это может быть только в театре­студии) откровенны друг перед другом. Где, наконец, чеховский текст становится поводом для собственной исповеди.
Где театральная условность точно сметана на живую нитку (бутылка с водой воткнута в зонтик – вот и дождливый день готов). А играющих буквально распирает от избытка смыслов и оттенков, от невозможности выбрать единственно правильный. Оттого многие сцены играются в разных вариантах и разными актерами, которые срывают друг у друга с уст реплики и монологи, точно соревнуются, доказывая, что любую сцену можно сыграть и так, и эдак, и еще вот так. Прощание Нины и Кости можно сыграть, как нервный срыв сходящей с ума Заречной, как акунинский детективный стеб, где Заречная убивает Треплева, как нежнейшую лирику, как последнюю попытку полета (на грубых канатах, которые тебя же и задушат) или как крах всех иллюзий: подурневшая, «обабившаяся» Нина с фанатичным блеском в глазах убивает Треплева, а пистолет только довершает дело.
Режиссер Ю. Бутусов. Художник А. Шишкин. Композитор Ф. Латенас.


См. также:


 ТРЕТИЙ ЗВОНОК
 Ближайшие премьеры
 После репетиции
 Зеркало сцены
 Сны массовки
 Бенефис
 Выбор зрителя
информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005