Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100




Место для рекламы
Марина Гаевская
26.04.2012

«ЗАЧЕМ ВЫ МЕНЯ ОБИЖАЕТЕ?..», Н.В. Гоголь, А.П. Чехов

Присоединив чеховскую «Свадьбу» к гоголевской «Шинели», поставленной более года назад к юбилею Федора Чеханкова, создатели спектакля словно дали возможность актеру продолжить тему, сыграв еще одного незаслуженно обиженного человека. И создается впечатление, что появление второго персонажа (которого, кстати, по забавному стечению обстоятельств зовут так же, как исполнителя роли, — Федор Яковлевич) в определенной степени оказало влияние на первого. Конечно, Башмачкин, превращающийся в сурового мстителя лишь после смерти, остается и затравленно-­жалким, и беззащитно­робким. Однако издевки и оскорбления пробуждают в нем не только страх, но и жажду отчаянного протеста. А покупка шинели, пусть на короткий миг, дарит настоящее счастье скромному «маленькому» человеку и становится торжеством его самых смелых фантазий над окружающей безрадостной действительностью. Презираемый же разгулявшейся свадебной компанией Ревунов-­Караулов живет уже не мечтами, а воспоминаниями, хотя и не менее яркими. О своих морских походах он рассказывает с истинным азартом и воодушевлением, а унизительное пренебрежение толпы воспринимает болезненно, но стойко, не теряя выдержки и чувства собственного достоинства.
Главная тема спектакля — противостояние ничем особенно не примечательного, но честного, достойного уважения человека и жестокой, холодно­равнодушной толпы — объединяет две части постановки, решенные, между тем, в совершенно разных жанрах. Если в «Шинели» преобладает драма с жестким сценографическим и пластическим решением, то в «Свадьбе» царит откровенная клоунада с вызывающей аляповатостью красок и броскостью гротескных постановочных приемов. Передача всех ролей мужчинам — шаг рискованный и спорный, хотя позволяющий внести элемент шуточной эксцентрики в оба сюжета. Масштабность же этому, по сути, камерному действу, вынесенному на обновленную, технически оснащенную большую сцену, придает музыка А. Шнитке и И. Стравинского, в значительной степени определяющая и разный настрой каждого действия. В первом случае, за исключением нескольких сочувствующих персонажей, героя окружает одноцветно­-серая масса чиновников, движущаяся в резких, стремительных ритмах. Во втором — не менее сплоченная в своей агрессии толпа гостей, наделенная клоунскими носами и безвкусно-­яркими костюмами. А в финале на свадьбе появляется одетый в шинель персонаж «от автора», объединяющий две истории общими размышлениями о коварстве дьявольского обмана и неистребимости человеческой мечты.
Режиссер Б. Морозов. Художник И. Сумбаташвили. Балетмейстер А. Молостов. Художник по костюмам Е. Предводителева.


См. также:


 ТРЕТИЙ ЗВОНОК
 Ближайшие премьеры
 После репетиции
 Зеркало сцены
 Сны массовки
 Бенефис
 Выбор зрителя
информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005