|
|
Марина Гаевская
26.04.2012
«ЗАЧЕМ ВЫ МЕНЯ ОБИЖАЕТЕ?..», Н.В. Гоголь, А.П. ЧеховПрисоединив чеховскую «Свадьбу» к гоголевской «Шинели», поставленной более года назад к юбилею Федора Чеханкова, создатели спектакля словно дали возможность актеру продолжить тему, сыграв еще одного незаслуженно обиженного человека. И создается впечатление, что появление второго персонажа (которого, кстати, по забавному стечению обстоятельств зовут так же, как исполнителя роли, — Федор Яковлевич) в определенной степени оказало влияние на первого. Конечно, Башмачкин, превращающийся в сурового мстителя лишь после смерти, остается и затравленно-жалким, и беззащитноробким. Однако издевки и оскорбления пробуждают в нем не только страх, но и жажду отчаянного протеста. А покупка шинели, пусть на короткий миг, дарит настоящее счастье скромному «маленькому» человеку и становится торжеством его самых смелых фантазий над окружающей безрадостной действительностью. Презираемый же разгулявшейся свадебной компанией Ревунов-Караулов живет уже не мечтами, а воспоминаниями, хотя и не менее яркими. О своих морских походах он рассказывает с истинным азартом и воодушевлением, а унизительное пренебрежение толпы воспринимает болезненно, но стойко, не теряя выдержки и чувства собственного достоинства.Главная тема спектакля — противостояние ничем особенно не примечательного, но честного, достойного уважения человека и жестокой, холодноравнодушной толпы — объединяет две части постановки, решенные, между тем, в совершенно разных жанрах. Если в «Шинели» преобладает драма с жестким сценографическим и пластическим решением, то в «Свадьбе» царит откровенная клоунада с вызывающей аляповатостью красок и броскостью гротескных постановочных приемов. Передача всех ролей мужчинам — шаг рискованный и спорный, хотя позволяющий внести элемент шуточной эксцентрики в оба сюжета. Масштабность же этому, по сути, камерному действу, вынесенному на обновленную, технически оснащенную большую сцену, придает музыка А. Шнитке и И. Стравинского, в значительной степени определяющая и разный настрой каждого действия. В первом случае, за исключением нескольких сочувствующих персонажей, героя окружает одноцветно-серая масса чиновников, движущаяся в резких, стремительных ритмах. Во втором — не менее сплоченная в своей агрессии толпа гостей, наделенная клоунскими носами и безвкусно-яркими костюмами. А в финале на свадьбе появляется одетый в шинель персонаж «от автора», объединяющий две истории общими размышлениями о коварстве дьявольского обмана и неистребимости человеческой мечты. Режиссер Б. Морозов. Художник И. Сумбаташвили. Балетмейстер А. Молостов. Художник по костюмам Е. Предводителева. См. также:
Редакция журнала "Театральная Афиша"
Пишите нам: afisha@teatr.ru главная страница | Реклама на сайте | театральный клуб | третий звонок | рекомендуем спектакли | ссылки | журнал |
|
|