Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100




Место для рекламы
Марина Гаевская
25.04.2012

«ДОН ЖУАН», А.К. Толстой

Музыкальные постановки в Малом театре исторически восходят к жанру водевиля, своеобразным возрождением которого уже в недавнее время стал «Таинственный ящик», где автором положенных на музыку стихов и сценической редакции текста также был Александр Клюквин, ныне выступивший еще и в качестве режиссера. Жанр премьерного спектакля определен как «музыкальная драма», что вполне соотносится с сюжетом и основной темой сценической версии, рассказывающей о борьбе тьмы и света в человеческой душе и о победе любви над сатанинскими соблазнами. Однако в самой стилистике постановки немало примет, сближающих ее с современным мюзиклом – жанром, Малому театру не очень свойственным. Броские световые эффекты и использование подзвучки, пластические трансформации персонажей в масках и агрессивная яркость костюмов, отличающихся обилием блеска и «ядовитостью» красок, – вся эта напористая зрелищность порой выглядит избыточной, особенно на старейших подмостках. При этом в отличие от большинства мюзиклов, являющихся калькой с западных образцов, новая постановка представляет собой абсолютно самостоятельное произведение с оригинальной музыкой, соединяющей песни-­зонги и непростые вокальные партии, современные ритмы и традиционные испанские мотивы.
Между тем, сама пьеса А.К. Толстого, претерпевшая серьезные изменения, оказывается скорее основой для сочинения собственной сценической версии, что тоже не в традициях театра, исповедующего точное следование авторскому слову. Так, своеобразной движущей силой спектакля становится философ зла — Сатана (Борис Невзоров). Принимая разные обличия, он лукаво и жестко направляет действия юноши из Севильи, в котором распознал необузданную страсть и гордость. Равного соперника в борьбе за неверующую душу у властелина тьмы в спектакле нет. Противостоять злу способно лишь искреннее, светлое чувство Донны Анны (Ольга Абрамова), убившей себя, но воскресившей к жизни любимого человека. Сам же Дон Жуан (Алексей Фаддеев) не выглядит коварным соблазнителем: он ищет не приключений, а настоящей любви, но, найдя ее, не сразу узнает. И сдержанного, волевого Командора (Александр Ермаков), отчаянно оберегающего дочь от разочарований, он убивает лишь из гордыни, постепенно превращаясь в холодного разочарованного циника, обреченного в одиночку сражаться со своими «бесами». Ловкий, забавно изворотливый Лепорелло (Виктор Низовой) выручает хозяина в трудную минуту, но помощником в его внутренней борьбе стать не может. Ценой обретенной и утраченной любви Дон Жуан сам приходит к прозрению и вере. И Сатана уже не может править бал и властвовать над душой человека, покаравшего и одновременно обретшего самого себя.
Режиссер А. Клюквин. Художник С. Александров. Композитор Э. Глейзер. Балетмейстер Л. Парфенюк.


См. также:


 ТРЕТИЙ ЗВОНОК
 Ближайшие премьеры
 После репетиции
 Зеркало сцены
 Сны массовки
 Бенефис
 Выбор зрителя
информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005