Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100




Место для рекламы
Марина Гаевская
16.06.2011

«ЗАЧЕМ ВЫ МЕНЯ ОБИЖАЕТЕ?..» , Н.В. Гоголь, А.П. Чехов

Присоединив чеховскую «Свадьбу» к гоголевской «Шинели», поставленной более года назад к юбилею Федора Чеханкова, создатели спектакля словно дали возможность актеру продолжить тему, сыграв еще одного незаслуженно обиженного человека. И создается впечатление, что появление второго персонажа (которого, кстати, по забавному стечению обстоятельств зовут так же, как исполнителя роли, — Федор Яковлевич) в определенной степени оказало влияние на первого. Конечно, Башмачкин, превращающийся в сурового мстителя лишь после смерти, остается и затравленно­жалким, и беззащитно­робким. Однако издевки и оскорбления пробуждают в нем не только страх, но и жажду отчаянного протеста. А покупка шинели, пусть на короткий миг, дарит настоящее счастье скромному «маленькому» человеку и становится торжеством его самых смелых фантазий над окружающей безрадостной действительностью. Презираемый же разгулявшейся свадебной компанией Ревунов­Караулов живет уже не мечтами, а воспоминаниями, хотя и не менее яркими. О своих морских походах он рассказывает с истинным азартом и воодушевлением, а унизительное пренебрежение толпы воспринимает болезненно, но стойко, не теряя выдержки и чувства собственного достоинства.
Главная тема спектакля — противостояние ничем особенно не примечательного, но честного, достойного уважения человека и жестокой, холодно­равнодушной толпы — объединяет две части постановки, решенные, между тем, в совершенно разных жанрах. Если в «Шинели» преобладает драма с жестким сценографическим и пластическим решением, то в «Свадьбе» царит откровенная клоунада с вызывающей аляповатостью красок и броскостью гротескных постановочных приемов. Передача всех ролей мужчинам — шаг рискованный и спорный, хотя позволяющий внести элемент шуточной эксцентрики в оба сюжета. Масштабность же этому, по сути, камерному действу, вынесенному на обновленную, технически оснащенную большую сцену, придает музыка А. Шнитке и И. Стравинского, в значительной степени определяющая и разный настрой каждого действия. В первом случае, за исключением нескольких сочувствующих персонажей, героя окружает одноцветно­серая масса чиновников, движущаяся в резких, стремительных ритмах. Во втором — не менее сплоченная в своей агрессии толпа гостей, наделенная клоунскими носами и безвкусно­яркими костюмами. А в финале на свадьбе появляется одетый в шинель персонаж «от автора», объединяющий две истории общими размышлениями о коварстве дьявольского обмана и неистребимости человеческой мечты.
Режиссер Б. Морозов. Художник И. Сумбаташвили. Балетмейстер А. Молостов. Художник по костюмам Е. Предводителева.


См. также:


 ТРЕТИЙ ЗВОНОК
 Ближайшие премьеры
 После репетиции
 Зеркало сцены
 Сны массовки
 Бенефис
 Выбор зрителя
информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005