|
|
Ольга Игнатюк
14.03.2011
«СЕЛО СТЕПАНЧИКОВО И…», Ф.М. ДостоевскийИстория о том, как ничтожный и наглый хам овладевает душами людей, на самом деле вечна, ее примеры рассыпаны по всей мировой литературе. В «Селе Степанчикове и его обитателях» Достоевский разыграл ее на русской почве, представив образец отечественной тирании, поддержанной и взлелеянной славянским менталитетом.Спектакль Никиты Астахова показывает тех самых русских людей, взрастивших тирана в собственном доме – этих милых, доверчивых, беспечных, чистосердечных, идеалистичных, витающих в облаках и бесконечно добродушных. Помещик Ростанев в исполнении Михаила Рослякова – квинтэссенция благородного, жертвенного, терпеливого и всепрощающего русского характера. И все его семейство столь же славное и не знающее зла. Тут, может быть, есть место капризной вздорности в лице генеральши Крахоткиной (Лариса Хорошилова) – но никак не злу, не расчету, не корыстолюбию. Как раз на этойто нежной доброжелательной почве выросло чудовище, подобное Фоме Опискину – этому шуту и приживалу, ставшему деспотом русского дома. Незаметно превратившегося в сумасшедший дом, где каждый трепещет от страха при одном лишь имени Фомы. Как это случилось, русские люди? Никита Астахов лично сыграл Фому, показав нам исчадье ада и всерьез предупреждая. Признаюсь, мы не ожидали от этого статного голубоглазого красавца подобной темной силы такого размаха. Выстраивая роль по нарастающей, он не сразу показывает нам свое лицо и голос, слетев вначале откудато сверху, как ночная летучая мышь, обдающая всех зловещим шипением. Долго прихлебывая чай, он измывается по очереди над всеми домашними, что застывают в оцепенении перед его необъяснимой силой. Его садистский шепот, усиленный микрофоном, витает надо всем домом, становясь незабываемой нотой спектакля. Упиваясь глумлением над ближним, он сладострастно манипулирует всеми: расстраивает женитьбу Ростанева на Насте, насмерть запугивает домочадцев и слуг, не щадя ни старого ни малого. Все от него в слезах, все в страхе. Когда Ростанев пытается от него откупиться, Фома разбрасывает деньги в воздухе: не деньги ему нужны, а власть над миром. Деньги же он потом скрупулезно собирает, прокладывая ими страницы молитвенника. В день рождения маленького Илюши он разыгрывает безобразный скандал – и его наконец изгоняют. Но разве может русский человек без деспотии, без злой власти, узаконенной над собой? Раболепие у нас в крови – и потому Опискина вновь возвращают в дом. Он снова здесь и рычит уже в полный голос. Лицо его искажено, злобно, властно и страшно. Он воспарил уже в белом покрове и белом венке высоко над нами – вновь угрожая, вновь пугая и утверждая над всеми свое могущество. Режиссер Н. Астахов. Сценография и костюмы О. Головачевой. Композитор В. Довгань. Хореограф Е. Пустовалова. См. также:
Редакция журнала "Театральная Афиша"
Пишите нам: afisha@teatr.ru главная страница | Реклама на сайте | театральный клуб | третий звонок | рекомендуем спектакли | ссылки | журнал |
|
|