|
|
Алиса Никольская
24.01.2011
«ЗАПИСКИ СУМАСШЕДШЕГО» , Н.В. ГогольГоголевскую повесть «Записки сумасшедшего» довольно часто используют как материал для моноспектаклей. К счастью, текст настолько богат смыслами, что каждый режиссер и исполнитель может найти близкую для себя тему. Однако благодаря Каме Гинкасу и Алексею Девотченко «Записки сумасшедшего» звучат как впервые: яростно, свежо, мощно, больно.Постоянный соавтор Гинкаса художник Сергей Бархин выстроил на сцене огромный бокс со стенами, отливающими желтым. Цвет давит, холодит, вызывает головокружение. Несколько маленьких ниш, конторка и кушетка, окошки, за которыми – темнота. Равнодушное пространство, откуда не вырваться. И в этом боксе заключен человек – живой, полнокровный, яркий. Алексей Девотченко (это первая работа одного из лучших петербургских актеров в Москве) начинает спектакль сразу с высокой ноты. Без разгона и подготовки. Его Поприщин отчаянно стремится выбраться наверх из своего тусклого бытия, где пустой разговор или поход на опостылевшую службу – уже событие. Он хочет всего мира, но мир не нуждается в нем. Выталкивает, причем с такой силой, что любое сознание поломается. На сцене царит непрекращающаяся боль. Игру Девотченко можно описывать поминутно – настолько он завораживающе интересен. Настроение и облик постоянно меняются – от воодушевления до задумчивости, от вызова до угрюмости, от кокетства до отчаяния. Поприщин предстает то шпаной в лихо заломленной кепке и с папиросой на губе, то отчаянно, всерьез влюбленным мужчиной, то полностью ушедшим в свое горе «маленьким человеком». На материале гоголевской повести Девотченко создает портрет современного человека, человека, который хочет быть свободным. От всего – политического режима, социальных рамок, жизненных испытаний. И в итоге оказывается безжалостно покалеченным и уничтоженным. Режиссер Кама Гинкас воплощает безумие буквально: всплесками музыки, обрывками голосов, потоками видеообразов. Есть и специальные персонажи: по сцене порхают две изящные балеринки (Илона Борисова и Наталья Златова), с насмешкой поглядывающие на героя, и бродит здоровый мужчина, тоже в пачке (Михаил Парыгин), – олицетворение грубой земной силы, унижающей и уничтожающей героя физически. Получается сложная и гармоничная, как музыкальная симфония, история о тотальной глухоте нынешнего мира, способного стереть с лица земли даже самую незаурядную индивидуальность. Режиссер К. Гинкас. Художник С. Бархин. См. также:
Редакция журнала "Театральная Афиша"
Пишите нам: afisha@teatr.ru главная страница | Реклама на сайте | театральный клуб | третий звонок | рекомендуем спектакли | ссылки | журнал |
|
|