|
|
Ольга Игнатюк
11.01.2011
«РЕКА ПОТУДАНЬ», А. ПлатоновНа спектакле вы сразу же вспомните фильм Александра Сокурова «Одинокий голос человека», поставленный по тому же платоновскому рассказу. И это поможет вам понять сюжет во всем объеме. Речь же идет о молодом красноармейце Никите, вернувшемся домой с гражданской войны, и его девушке Любе, на которой он женился, но не смог стать ей настоящим мужем, поскольку его сердечная любовь была столь сильна, что отняла у него все физические силы. Страдающий и потерянный, он уходит прочь, чтобы исчезнуть с лица земли, чтобы забыть самого себя и зачеркнуть свое ненужное существование. Люба же, отчаявшись его найти, пробует топиться, после чего погружается в тяжелую болезнь. В итоге затерявшегося Никиту чудом находит его отец, возвращая домой, к Любе, где он и обретает свое второе рождение.Вся суть в том, что эти герои бесконечно далеки от реального мира с его привычной психологией, и надо совершить серьезное эстетическое усилие, чтобы «попасть в их измерение». Где любовь, например, столь велика и космична, что лишается всяких связей с жизненной реальностью, а душа забывает, что обитает в обычном теле. Этому «космичному» тексту Платонова, в котором человеческий дух равен вселенной, нужен особый способ прочтения – и здесь он найден, со всем его удивительным настроением, властвованием тишины и магией пауз, крайне скупой речью героев и силой каждого отдельного слова, завораживающего своим напряжением. Нам открылась и магия чужой непостижимой души, знающей лишь жертвенную любовь к другому существу – но не ведающей любви к себе. Что являет нам чисто русскую духовную традицию, именно в лице Никиты и его отца, сыгранных Андреем Шибаршиным и Сергеем Качановым, – удивительно друг на друга похожими, говорящими одним языком. Исполненные христианской кротости, смирения и самопожертвования, они показали нам исчезнувший тип русского мужика, готового нести на себе все нелегкое бремя жизни и быть в ответе за эту жизнь перед близкими. Так что платоновской Любе (Мария Шашлова) наши зрительницы могут лишь завидовать. Ее «непутевый» муж и гроб смастерит для умершей Любиной подруги, и детский стульчик для своих будущих детей, и общий дом отстроит, и последнюю корку хлеба жене протянет. Нам тоже достанется попробовать этого черного хлеба с картошкой и салом – которые заботливо разложили перед спектаклем на длинном деревянном столе, приобщая нас к платоновской реальности. Режиссер С. Женовач. Художник А. Боровский. См. также:
Редакция журнала "Театральная Афиша"
Пишите нам: afisha@teatr.ru главная страница | Реклама на сайте | театральный клуб | третий звонок | рекомендуем спектакли | ссылки | журнал |
|
|