Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100




Место для рекламы
Марина Гаевская
13.12.2010

«ПОРТРЕТ», Н.В. Гоголь

Определив жанр спектакля как «фантазия для драматического артиста, гобоя и оркестра», его создатели предъявляют публике причудливый синтез слов и музыки, мистической иллюзии и иронического гротеска. Гоголевский текст не превращается в пьесу, а сохраняется почти в первозданном виде. При этом рядом с актером Евгением Редько постоянно находится ансамбль солистов «Эрмитаж» во главе с Алексеем Уткиным, который ведет партию гобоя и выступает в некоем музыкально-драматическом дуэте с артистом, рассказывающим историю и одновременно показывающим всех персонажей. Музыка, не иллюстрируя впрямую авторский текст, передает мистически таинственную атмосферу гоголевской повести, звуча в унисон с актерским исполнением или становясь для него своеобразным контрапунктом. Редько же, мгновенно преображаясь в разных героев, как бы смотрит на них и глазами рассказчика. В первой части спектакля преобладают ирония и гротеск, во второй – философичность и мистический трагизм. Отчаянно стремительный ритм сменяется задумчиво размеренным, что проявляется как в звучании оркестра, так и в пластике актера.
На сцене же словно присутствует множество людей: разумно рассудительный профессор и навязчиво суетливый хозяин квартиры, деловито важный квартальный надзиратель и надменно самоуверенная светская дама. А среди них мечется забавно нетерпеливый художник Чартков, со всем пылом молодости жаждущий получить все и сразу. Оттого, увлекшись фальшивым блеском свалившихся на него земных благ, он невольно поддается соблазну. И руководит им не столько холодный расчет, сколько бездумная бесшабашность и бьющая через край энергия. Вина же этого порывисто восторженного художника лишь в том, что он не сразу сумел отличить добро от зла и позволил тьме, притаившейся в его душе, одержать победу над светом. Однако ненадолго овладевшее им высокомерно напыщенное самодовольство выглядит смешно и нелепо. Позднее же прозрение кажется трагичным еще и потому, что судьба Чарткова – это отражение и многих других судеб. Неслучайно более значимой по смыслу оказывается для театра вторая часть повести, рассказывающая об истории создания «дьявольского портрета», воплотившего в себе некое вселенское зло. Конкретного изображения «духа тьмы» в спектакле нет. Однако он словно все время присутствует на сцене: витает в пустом пространстве между разорванными частями огромной золоченой рамы, проступает в человеческом лице, превращенном в зловещую маску падающим сверху светом, или растворяется в тревожно-мистических звуках музыки. А неуловимый портрет, продолжающий соблазнять таланты и губить людские жизни, становится своеобразным символом общечеловеческого зла.
Режиссер А. Бородин. Художник С.  Бенедиктов.


См. также:


 ТРЕТИЙ ЗВОНОК
 Ближайшие премьеры
 После репетиции
 Зеркало сцены
 Сны массовки
 Бенефис
 Выбор зрителя
информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005