|
|
Марина Гаевская
03.12.2010
«БЕЗУМНЫЙ, БЕЗУМНЫЙ ГЕНРИХ», Л. ПиранделлоПоявление имени Луиджи Пиранделло на афише Малого театра изначально вызывало вполне закономерное недоумение. Ведь художественная стилистика этого автора скорее сродни вахтанговской театральности, хотя и основанной на психологическом реализме, но гораздо более лояльной к сценической условности. И надо сказать, что предъявленная публике постановка действительно не для тех, кто ждет от нее отстраненной игровой стихии мира-театра или многоликости социальных «масок», которые используют персонажи для достижения той или иной цели. Герои спектакля Владимира Бейлиса, за исключением самого Генриха, напротив, остаются абсолютно статичными как внутренне, так и внешне. Меняются только костюмы – от изящных туалетов начала XX столетия до суровых одежд XI века, – выполненные с той подробностью и детальностью, кои присущи эстетике бытового театра. Верность же стилю автора, предпочитавшему натуралистическому жизнеподобию абстрактную иллюзорность, пожалуй, проступает лишь в сценографии Эдуарда Кочергина, в которой соединились замкнутое в круг звездное небо и металлические конструкции, напоминающие то ли силуэт королевского трона, то ли очертания средневековых замков. Некая мистическая отрешенность присуща также и музыке Григория Гоберника. Однако в целом спектакль воспринимается скорее как бенефис исполнителя главной роли – Вячеслава Езепова.Образ отчаявшегося человека, поначалу действительно вообразившего себя королем Генрихом IV, а затем осознанно решившего остаться сумасшедшим в глазах окружающих, по преимуществу тоже решен в эстетике реалистического театра. Но в отличие от прочих персонажей герой Езепова является тем самым мыслящим человеком, который способен анализировать как окружающий мир, так и свою собственную человеческую сущность. Спрятавшись за маской безумца, Генрих смотрит на жизнь именно отстраненно, поскольку сам не принимает участия в интригах и обманах, в которые вовлечены некогда близкие ему люди, вынужденные постоянно примерять на себя разнообразные личины, чтобы преуспеть и достичь желаемого. Генрих же, переживший предательство друга и измену любимой женщины, то ернически прикидывается шутом, то вновь превращается в мудреца. Но главное его преимущество перед остальными в том, что, уйдя от погони за жизненными благами, он может не лгать и не менять маски. Режиссер-постановщик В. Бейлис. Художник-постановщик Э. Кочергин. Художник по костюмам А. Алексеева. Композитор Г. Гоберник. См. также:
Редакция журнала "Театральная Афиша"
Пишите нам: afisha@teatr.ru главная страница | Реклама на сайте | театральный клуб | третий звонок | рекомендуем спектакли | ссылки | журнал |
|
|