Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100




Место для рекламы
Марина Гаевская
13.11.2008

"КРАСНОЕ И ЧЕРНОЕ", Стендаль

Режиссер Юрий Еремин, сам написавший пьесу по мотивам романа, в буквальном смысле слова сгущает краски, отбросив полутона и сосредоточившись на тех цветах, что заявлены в названии. Визуальное решение спектакля, опирающееся на темы картин художника Казимира Малевича «Красный квадрат» и «Черный квадрат», также строится по принципу резкого цветового контраста и включает в себя элементы некоего графического конструктивизма. Оттого в костюмах преобладают прямые углы, а главной деталью декорации становится расположенная в центре стены стеклянная пластина, которая на протяжении первого действия постепенно окрашивается в красный цвет, а в течение второго – в черный. Соответственно заметное место занимает в спектакле такое действующее лицо, как художник Мале (Антон Шагин), рисующий это «полотно» и в то же время представляющий собой некое второе «я» главного героя. Он то и дело комментирует действие, «подсказывая» те или иные поступки, а одновременно сыплет цитатами, позаимствованными из мировых источников литературно-философской мысли. Он же задает и четкую эмоциональную тональность каждого действия: «красный цвет – символ страсти», «главное значение черного – это смерть».  В соответствии с такой установкой видоизменяются и костюмы персонажей: по мере того как героев поглощает страсть, белый перетекает в красный, когда же к ним подкрадывается смерть, красный неуклонно поглощается черным. Подобный откровенный аскетизм в отборе внешних красок впрямую соотносится и с выбором тем, и с решением характеров.

Из всей палитры многослойного романа автор пьесы и режиссер по большому счету выделяет лишь историю любви Жюльена Сореля и мадам Реналь, что, разумеется, имеет и свои плюсы, и свои минусы. Все остальные сюжетные и тематические пласты максимально адаптируются и оказываются лишь вспомогательными штрихами, сопутствующими основному действию. Даже эпизоды, повествующие о взаимном увлечении Жюльена и Матильды де ля Моль, решаются по преимуществу в гротескно-комедийном ключе. Зато дуэт главных героев наполняется истинным драматизмом и глубиной чувств. Именно настоящая любовь заставляет напористо честолюбивого юношу Жюльена Сореля – Дениса Баландина (эту роль играет также Петр Красилов), поначалу всеми силами стремящегося к самоутверждению и болезненно защищающего свое человеческое достоинство, осознать, что главное в его жизни – это то всепоглощающее чувство, которое он испытал к мадам Реналь. Сама же сдержанно строгая героиня Нелли Уваровой, бросающаяся в эту любовь как в омут, переживает мучительную борьбу чувства и разума, отдается страсти и стремится к покаянию, купается в безбрежном счастье и погружается в бездну отчаяния. В финале же две фигуры замирают в рамках черного квадрата, словно в торжественно-трагическом единении смерти и бессмертной любви.      

Пьеса и постановка Ю. Еремина. Художник В. Фомин. Художник по костюмам В. Севрюкова. Хореография Л. Исаковой.

                                                             



См. также:


 ТРЕТИЙ ЗВОНОК
 Ближайшие премьеры
 После репетиции
 Зеркало сцены
 Сны массовки
 Бенефис
 Выбор зрителя
информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005