Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100




Место для рекламы
Марина Гаевская
13.11.2008

"ВИЗИТ ДАМЫ", Сценическая фантазия А. Морфова на темы трагикомедии

Едва взглянув на название пьесы, из которого исчезло слово «старой», нетрудно догадаться, что нас ждет «омоложение» героев. О том же свидетельствуют и фамилии исполнителей главных ролей: Мария Миронова и Олеся Железняк  (Клара Цаханассьян); Александр Лазарев и Андрей Соколов (Илл). Определив жанр как «сценическая фантазия» на темы пьесы, постановщики словно заранее оговаривают возможные вольности, хотя и к авторской версии относятся вполне бережно. Сами же темы более чем актуальны. Одна из центральных –  всепоглощающая власть денег, попирающая моральные принципы и калечащая человеческие души. Уставшие от нищеты жители города Гюллена (в ленкомовском варианте до крайности обшарпанного и облезлого) без особых  раздумий втягиваются в жестокую игру, затеянную миллионершей, и легко обрекают на смерть одного из своих сограждан. Все, включая его семью, радуются богатству, а их костюмы все больше и больше окрашиваются в предательски желтый цвет. Исполнители же не жалеют и более едких красок: ирония и гротеск порой граничат с фарсом. Так, суетливо восторженный Бургомистр (Андрей Леонов), никогда не утрачивающий «патриотического» пафоса и «звериного» простодушия, одинаково бодро обещает преемнику свой пост или предлагает ему пистолет для самоубийства. И лишь совестливый Учитель (Иван Агапов) отчаянно пытается сопротивляться массовому безумию. Но психология толпы ломает и его, заставляя петь в общем хоре, регулярно и напористо врывающемся в действие.

Сама же Клара Цаханассьян, купившая с потрохами некогда изгнавший ее город, поражена другим недугом    жаждой мести и разрушения, убивающей и ее саму. В исполнении Марии Мироновой всевластная миллионерша поначалу язвительно иронична, сдержанно невозмутима и мертвенно холодна. Но вдруг Клара словно превращается в ту босоногую, беззаветно любящую девочку, которую также из-за денег двадцать лет назад предали и жестоко унизили. Однако и став независимой богачкой, она все еще любит, хотя любовь ее превратилась в нечто уничтожающее и ужасное. Заказав горожанам смерть своего обидчика, она и жаждет, и боится исполнения этого приказа. Между тем, простодушно спокойный Илл Андрея Соколова, забыв о своем юношеском грехе, живет размеренно и вполне добропорядочно. И только угроза смерти заставляет задуматься о том, по чьей вине милое, светлое существо превратилось в жестокое, холодное чудовище. «Страшный суд», сцены из которого проецируются на стенах, настигает Илла уже на земле. Он перестает метаться и бороться за свою жизнь, осознав, что не имеет права уходить от  расплаты. В финале Клара, прижавшаяся к плечу Илла, словно сама защищает свою жертву или хочет принять кару вместе с ним. Но поющие хором темные силуэты зловеще движутся к авансцене, закрывая собой обоих. Ведь все дорожает, а цена человеческой жизни становится все меньше.

Режиссер А. Морфов (Болгария). Художник А. Фрейберг (Латвия). Художник по костюмам К. Пастернак (Латвия).

                                                                                                                              

 



См. также:


 ТРЕТИЙ ЗВОНОК
 Ближайшие премьеры
 После репетиции
 Зеркало сцены
 Сны массовки
 Бенефис
 Выбор зрителя
информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005