|
|
Марина Гаевская
13.11.2008
"ВИЗИТ ДАМЫ", Сценическая фантазия А. Морфова на темы трагикомедииЕдва взглянув на название пьесы, из которого исчезло слово «старой», нетрудно догадаться, что нас ждет «омоложение» героев. О том же свидетельствуют и фамилии исполнителей главных ролей: Мария Миронова и Олеся Железняк (Клара Цаханассьян); Александр Лазарев и Андрей Соколов (Илл). Определив жанр как «сценическая фантазия» на темы пьесы, постановщики словно заранее оговаривают возможные вольности, хотя и к авторской версии относятся вполне бережно. Сами же темы более чем актуальны. Одна из центральных – всепоглощающая власть денег, попирающая моральные принципы и калечащая человеческие души. Уставшие от нищеты жители города Гюллена (в ленкомовском варианте до крайности обшарпанного и облезлого) без особых раздумий втягиваются в жестокую игру, затеянную миллионершей, и легко обрекают на смерть одного из своих сограждан. Все, включая его семью, радуются богатству, а их костюмы все больше и больше окрашиваются в предательски желтый цвет. Исполнители же не жалеют и более едких красок: ирония и гротеск порой граничат с фарсом. Так, суетливо восторженный Бургомистр (Андрей Леонов), никогда не утрачивающий «патриотического» пафоса и «звериного» простодушия, одинаково бодро обещает преемнику свой пост или предлагает ему пистолет для самоубийства. И лишь совестливый Учитель (Иван Агапов) отчаянно пытается сопротивляться массовому безумию. Но психология толпы ломает и его, заставляя петь в общем хоре, регулярно и напористо врывающемся в действие. Сама же Клара Цаханассьян, купившая с потрохами некогда изгнавший ее город, поражена другим недугом – жаждой мести и разрушения, убивающей и ее саму. В исполнении Марии Мироновой всевластная миллионерша поначалу язвительно иронична, сдержанно невозмутима и мертвенно холодна. Но вдруг Клара словно превращается в ту босоногую, беззаветно любящую девочку, которую также из-за денег двадцать лет назад предали и жестоко унизили. Однако и став независимой богачкой, она все еще любит, хотя любовь ее превратилась в нечто уничтожающее и ужасное. Заказав горожанам смерть своего обидчика, она и жаждет, и боится исполнения этого приказа. Между тем, простодушно спокойный Илл Андрея Соколова, забыв о своем юношеском грехе, живет размеренно и вполне добропорядочно. И только угроза смерти заставляет задуматься о том, по чьей вине милое, светлое существо превратилось в жестокое, холодное чудовище. «Страшный суд», сцены из которого проецируются на стенах, настигает Илла уже на земле. Он перестает метаться и бороться за свою жизнь, осознав, что не имеет права уходить от расплаты. В финале Клара, прижавшаяся к плечу Илла, словно сама защищает свою жертву или хочет принять кару вместе с ним. Но поющие хором темные силуэты зловеще движутся к авансцене, закрывая собой обоих. Ведь все дорожает, а цена человеческой жизни становится все меньше. Режиссер А. Морфов (Болгария). Художник А. Фрейберг (Латвия). Художник по костюмам К. Пастернак (Латвия).
См. также:
Редакция журнала "Театральная Афиша"
Пишите нам: afisha@teatr.ru главная страница | Реклама на сайте | театральный клуб | третий звонок | рекомендуем спектакли | ссылки | журнал |
|
|