|
|
Жанна Филатова
24.10.2008
"РАСПУТНИК", Э.-Э. ШмиттВ этой пьесе все вымысел, все неправда. Кроме одного исторического факта. Господин Дени Дидро действительно провел некоторое время в усадьбе барона Гольбаха и в этот непродолжительный период работал над статьями для Энциклопедии. Господин Эрик-Эммануэль Шмитт приложил максимум усилий, чтобы изучить биографию одного из великих умов эпохи французского Просвещения и даже защитил на эту тему диссертацию. Но «Распутник» – это озорное дитя талантливого драматурга, литературный миф, который в легкой, непринужденной, иногда фривольной, а иногда и в философско-ироничной форме рассказывает об одном дне неугомонного Дидро. Философ в буквальном смысле разрывается между атакующими его со всех сторон женщинами и бременем ответственности перед грядущими поколениями, жаждущими получить от него истинные слова о том, что есть мораль. Режиссер Андрей Житинкин, взявшись за «Распутника», предпочел жанр театральной мистификации и предложил зрителям зрелище, которое доставит удовольствие любителям интеллектуальной комедии. Художник Андрей Шаров воздвиг на сцене «воздушный шатер» из легких лент и светящихся свечей, в котором ясно угадываются очертания огромной люстры в стиле «рококо». Но, естественно, не подлинном, а так, как его видели русские художники «Мира искусства», такие, как, Сомов или Лансере. Вся эта конструкция отражается в зеркальном подиуме, создавая ощущение эфемерности бытия и его скоротечности. Здесь, в роскошном парке, так напоминающем изысканные театральные декорации, среди изумрудно-яркой зелени Дени Диро (Юрий Васильев) позирует госпоже Анне-Доротее Тербуш (Алена Яковлева) – одаренной художнице, а на самом деле известной авантюристке, которая приехала в поместье Гольбахов ради того, чтобы украсть бесценную коллекцию картин, которую французский просветитель собирает для императрицы Екатерины Великой. Но жизнь как всегда оказывается богаче самых смелых представлений о ней. Между Дени и Анной-Доротеей вспыхивает огонь страсти, правда, он больше походит на стихийное бедствие, которое способно разрушить все на своем пути… Кроме Тербуш, на внимание философа претендуют и другие дамы, облаченные в ярко-розовые пышные шелка. Это и жена Дидро Антуанетта (Марина Ильина), и мадемуазель Гольбах (Елена Подкаминская). Среди действующих лиц – и его дочь Анжелика (Светлана Малюкова), у которой свои сюжетные перипетии. Идиллию постоянно нарушает слуга Дидро, трогательный и настырный Бароне (Игорь Шмаков), который то и дело пристает к хозяину с требованием написать-таки статью для Энциклопедии. Но день проходит, и за его бесшабашной суетой Дени Дидро вдруг открывает для себя простую истину о том, что есть жизнь, и как эта жизнь прекрасна, если в ней есть место для любви… Режиссер А. Житинкин. Сценография и костюмы А. Шарова. См. также:
Редакция журнала "Театральная Афиша"
Пишите нам: afisha@teatr.ru главная страница | Реклама на сайте | театральный клуб | третий звонок | рекомендуем спектакли | ссылки | журнал |
|
|