Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100




Место для рекламы
Марина Гаевская
16.09.2008

"ПОСЛЕДНИЕ", М. Горький

«Последние» – единственная московская премьера написанной 100 лет назад пьесы, состоявшаяся в канун 140-летнего юбилея незаслуженно подзабытого у нас автора. Между тем актуальность пьес Горького отнюдь не сводится к социальным мотивам, которые в новой постановке ушли на второй план. В центре ее вечная проблема отцов и детей. А также история семьи, призванной быть оплотом спокойствия и надежности. Однако именно крушение семейных устоев становится отражением тех разрушений, которые происходят за стенами дома. Покосившиеся печи, столы и шкафы – это символ пошатнувшегося уклада жизни и распада нормальных человеческих отношений. Задушевную песню сгрудившейся, словно на островке, семьи обрывает мистически зловещий гул, который периодически врывается в распахивающиеся с грохотом двери. Словно какой-то рок преследует этих людей. И неожиданно неким его символом становится мать революционера Соколова (Ирина Выборнова), подозреваемого в покушении на отца большого семейства Коломийцева. В обычно благородной героине и впрямь проявляется что-то «дьявольское», холодное и жестокое.

 Впрочем, создатели спектакля во многих героях находят нечто неожиданное, причем почерпнутое из самого текста. Так, даже Иван Коломийцев (Андрей Алексеев) совсем не выглядит здесь жутким монстром. Хотя, конечно, никуда не исчезают его развращенность, грубость и расчетливость. Но перед нами еще и человек, у которого есть своя правда и искренняя уверенность в том, что его жестокость вызвана необходимостью остановить врагов царя и отечества. Он по-своему хочет покоя и единения семьи так же, как и его интеллигентный, сдержанно мягкий брат Яков (Алексей Кирилин). Иван искренне обижен на детей за равнодушие и непонимание, хотя и сам далеко не всегда способен распознать их истинную сущность. Так, отец словно не замечает полного вырождения старших, цинично жаждущих лишь наживы и обретения благополучия за чужой счет. Ему неведомы и не понятны переживания младших, обреченных на крушение их романтических надежд. Напротив, все понимает их мать – Софья (выдающаяся работа Светланы Брагарник). Истинная хранительница очага мучительно страдает за детей и пытается сберечь остатки разваливающегося дома. Но герои «трагического балагана» хаотично движутся по замкнутому кругу, хотя в их общей песне все же есть еще и Вера, и Надежда, и Любовь.

Режиссер С. Яшин. Декорации и костюмы Е. Качелаевой. Музыка и музыкальное оформление Ю. Прялкина.

                                                                                                                                              



См. также:


 ТРЕТИЙ ЗВОНОК
 Ближайшие премьеры
 После репетиции
 Зеркало сцены
 Сны массовки
 Бенефис
 Выбор зрителя
информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005