|
|
Владимир Котыхов
15.10.2007
"БАЯДЕРКА", Л. МинкусЕсть такой старый анекдот. Как-то в Советский Союз приехал высокий правительственный гость из Индии. Чем его удивить, что показать? Конечно, балет. А какой? Лучше всего, решили в ЦК, тот, что будет понятен гостю, – из его родной индийской жизни, – "Баядерку". После спектакля гостя спрашивают, понравился ли ему спектакль. "Очень понравился, только я не понял: в какой стране все это происходит?" Вопрос, конечно, наивный. Поскольку все балетные спектакли, что бы ни значилось в либретто, происходят всегда в одной и той же стране, и название ее – балет. И ничего тут не поделаешь, но за это мы и любим диковинное искусство классического танца. "Баядерка" – один из выдающихся балетных спектаклей, завораживающий своим драматизмом и танцевальной насыщенностью. Премьера этого роскошного балетного спектакля в четырех действиях, семи картинах и апофеозом состоялась в 1877 году и с восторгом была принята современниками. Каких только сценических красот и разнообразных танцев не придумал Петипа, ведь действие все-таки происходит в Индии. Да и сюжет самый что ни на есть балетный, о любви баядерки Никии и воина Солора, предавшего возлюбленную и женившегося на нелюбимой, но зато дочери раджи – Гамзатти. Так что можно было дать волю своей балетмейстерской фантазии. И среди этих фантастических балетмейстерских откровений – акт "Теней", один из поэтичнейших в мировом балетном наследии. Когда высоко над сценой, словно возникая из воздуха, одна за другой появляются тридцать две танцовщицы-тени и в бесконечно повторяющемся движении арабеска постепенно заполняют сцену, сердце перехватывает от пронзительной грусти этого призрачно-лунного эпизода. В "Баядерке" выступали выдающиеся артисты, в партии Никии блистали Анна Павлова, Ольга Спесивцева, Наталья Дудинская, Марина Семенова. В роли Солора потрясал своим танцем Вахтанг Чабукиани. Особым балетом стала "Баядерка" для Рудольфа Нуреева. В роли Солора он сначала поразил ленинградцев, потом парижан во время скандально знаменитых гастролей Кировского театра в Париже в 1961 году, когда молодой советский танцовщик стал первым балетным "невозвращенцем". "Баядерка", поставленная Нуреевым для Парижской оперы в 1992 году, будет его последней постановкой и последним триумфом. На сцене Большого театра "Баядерка" идет в сценической редакции Юрия Григоровича, созданной им в 1991 году. Сохранив все лучшее, что было у Петипа, взяв кое-что у других хореографов, обращавшихся к "Баядерке", Юрий Григорович создал свою очень динамичную, яркую и режиссерски выстроенную редакцию "Баядерки". Среди балерин, кто сегодня наиболее притягательно смотрится в этом спектакле, Светлана Захарова (Никия) и Мария Александрова (Гамзатти). Но недавно в "Баядерку" влилась свежая женская кровь: Светлана Лунькина – Никия и Наталья Осипова – Гамзатти. В роли Солора с успехом выступают Андрей Уваров и Сергей Филин. Либретто М. Петипа и С. Худекова. Хореография М. Петипа. Новая сценическая редакция Ю. Григоровича. Декорации и костюмы по эскизам художников первой постановки (1877) восстановлены под руководством В. Левенталя. Дирижер-постановщик А. Копылов. Фото М. Логвинова (Большой театр) См. также:
Редакция журнала "Театральная Афиша"
Пишите нам: afisha@teatr.ru главная страница | Реклама на сайте | театральный клуб | третий звонок | рекомендуем спектакли | ссылки | журнал |
|
|