|
|
Ольга Игнатюк
04.10.2007
ПОХОЖДЕНИЕ, СОСТАВЛЕННОЕ ПО ПОЭМЕ Н.В. ГОГОЛЯ "МЕРТВЫЕ ДУШИ"Олег Табаков назвал этот спектакль «историей о зарождении капитализма в феодальной России». Россия же показана тут безнадежно дремучей страной, с чавкающей грязью русских дорог (по которым перемещаются персонажи, натягивая специальные боты), и одинаковой разрухой обшарпанных помещичьих усадеб с их дремучими хозяевами, пребывающими в маразме. В финале же все они окончательно впадают в дружную спячку – олицетворяя собой всю убогую, дремлющую Россию. Лишь живые кони позади них не спят и жуют свое сено, напоминая нам о легендарной «птице-тройке». Но именно на само чичиковское «похождение» стекаются в «Табакерку» зрительские потоки, поскольку Сергей Безруков в его роли становится основным событием этого зрелища. Он изображает нелепого российского человечка, хоть и родившего идею о «бизнесе на мертвых душах», однако плохо понимающего, что же с этой идеей делать, и с великим страхом ее осуществляющего. Начиная свой странный бизнес, он сам не верует в его успех и шалеет от каждой новой победы. А прося помещиков продать ему усопших, он теряет сознание от неуверенности в своем предприятии. Он бесконечно слабый и уморительно смешной. Маленький и вертлявый, непрерывно потеющий, с испуганно прилипшими к черепу волосиками, он крутится перед нами, как заведенный волчок, сам плохо отдавая себе отчет в том, куда и зачем он несется и какова же истинная цель его предпринимательства. В его суетливых и нервных движеньицах что-то чаплиновское и одновременно глубоко наше, российское. Знаменитые же гоголевские помещики явлены нам в неожиданно свежих тонах, удивляющих новой палитрой своего сообщества. Коробочка в исполнении Ольги Блок-Миримской выплывает игривой бестией, охмуряющей Чичикова зычными украинскими песнями. В роли Собакевича элегантный Борис Плотников, сбивающий нас с толку манерами «комильфо». Плюшкина же играет сам Олег Табаков, как всегда, купаясь в гротесковых тонах и ощущая себя на сцене истинным королем. Всех их Чичиков обводит вокруг пальца, но куда в итоге лежит его путь – неведомо никому. Режиссер М. Карбаускис. Художник С. Бархин. Художник по костюмам С. Калинина. Композитор Г. Пускунигис. См. также:
Редакция журнала "Театральная Афиша"
Пишите нам: afisha@teatr.ru главная страница | Реклама на сайте | театральный клуб | третий звонок | рекомендуем спектакли | ссылки | журнал |
|
|