|
|
Марина Гаевская
04.10.2007
"ТЕАТРАЛЬНЫЙ РОМАН, ИЛИ ЗАПИСКИ ПОКОЙНИКА", М.А. БулгаковОпределив жанр постановки как «комедия по мотивам произведения М.А. Булгакова», режиссер включил в действие также записи репетиций К.С. Станиславского и «личные воспоминания участников спектакля». Пожалуй, именно последнее придает сценическим характерам и ситуациям особую актуальность и узнаваемость. Ведь никто не знает изнанку театральной жизни лучше тех, кто с ней постоянно соприкасается. Правда, этюды на тему закулисной повседневности порой начинают граничить с внутритеатральным капустником, но создатели спектакля все же останавливаются у опасной черты, оправдывая даже самый смелый гротеск. В итоге перед нами возникает не пародийное изображение Художественного театра булгаковских времен, а обобщенная зарисовка театральной жизни. Достоверность же конкретных деталей делает спектакль смешным и дерзко-озорным. Но это отнюдь не исключает зловеще-трагического мотива, постоянно звучащего в постановке, неслучайно сохранившей и второе название – «Записки покойника». Открытый, искренний писатель Максудов (Ильяс Тамеев), наивно поверивший в то, что его пьеса будет поставлена, обречен изначально. Мытарства и злоключения талантливого человека, попавшего в мир интриг, зависти и коварства, представлены в жанре мистической фантасмагории, столь свойственной Булгакову. Но при этом все происходящее выглядит весьма реалистично и современно. Одаренность и достоинство, принципиальность и искренность явно лишние на карнавале уязвленных самолюбий и корыстных интересов. Елейные речи и завистливое злорадство, внешнее радушие и искусственные улыбки, откровенное интриганство и унизительное подобострастие – таковы реалии этого мира. Главное же – откровенное подхалимство и полное подчинение хозяину театра Ивану Васильевичу, который в исполнении Олега Гущина предстает самодовольным барином-самодуром и капризно-беззащитным ребенком, фанатичным садистом и занудным стариком, боящимся утратить лидерство и власть. Театральная реальность показана в спектакле жестко и иронично. Но так ли уж сильно она отличается от какой-то другой? Режиссер К. Богомолов. Художник Е. Качелаева. См. также:
Редакция журнала "Театральная Афиша"
Пишите нам: afisha@teatr.ru главная страница | Реклама на сайте | театральный клуб | третий звонок | рекомендуем спектакли | ссылки | журнал |
|
|