|
|
Ирина Алпатова
10.01.2019
Была бы Гертруда, а платье найдетсяМХТ им. А.П. Чехова Ю. Тупикина «Офелия боится воды» Режиссер и педагог Марина Брусникина, как известно, с большим уважением относится к современной драматургии. В основу ее новой мхатовской постановки легла пьеса известного и репертуарного автора Юлии Тупикиной на вечную тему «Каждая несчастная семья несчастлива по-своему». А современное «несчастье» пропитывается отголосками сюжета шекспировского «Гамлета». Художник Нана Абдрашитова сочиняет фантазийное пространство, где местом действия становится условный пляж с переносными кабинками, на которых вразброс написаны слова, лишь к финалу выстраивающиеся в строки сонета Шекспира. Конкретика места возникает лишь в зрительском восприятии: квартира, больничная палата или морской берег. Лия (Офелия) – Дарья Юрская к концу действия готова уйти в эту воду, которой боится, чтобы выжить или погибнуть. Столы и стулья прозрачны и не заслоняют видимости. Семья, как водится, несчастна, и каждый одинок и не понят по-своему. Хрупкая и нервная Лия – Юрская мечется между опостылевшим мужем Георгием (Олег Тополянский) и неизвестным нам любовником. Георгий заливает одиночество пивом, от бессилия предлагая этот же выход сыну-школьнику Ивану (Павел Филиппов). Сестра Лии Лор (Наталья Рогожкина) – психолог, не умеющий проложить путь к собственному счастью. И только бабушка Гера-Гертруда в блистательном исполнении Натальи Теняковой, то ли и впрямь утратившая связь с реальностью, то ли виртуозно в эту утрату играющая, находит выход в проецировании на эту банальную ситуацию шекспировских ситуаций и страстей. Облачившись в роскошное бордовое платье, сшитое из старой гардины, она то именует своих младших домочадцев шекспировскими именами, то строит догадки об истинном смысле гамлетовского сюжета, то неожиданно начинает исповедальные монологи – но с юмором, легко и живо, без ложного пафоса. Именно так, как умеют актриса Наталья Тенякова и режиссер Марина Брусникина. И вот уже каждый персонаж начинает видеть свою историю сквозь этот двойной прицел, внезапно на время переходя на шекспировский текст, и разворачивать эти истории в сторону выхода, а не безысходности. Пусть выход окажется не так прост, но в нем есть стремление к вертикали взамен унылого нахождения в бесконечно бытовой горизонтальной реальности. Режиссер: М. Брусникина. Художник: Н. Абдрашитова. См. также:
Vkontakte
Редакция журнала "Театральная Афиша"
Пишите нам: afisha@teatr.ru главная страница | Реклама на сайте | театральный клуб | третий звонок | рекомендуем спектакли | ссылки | журнал |
|
|