Есть балеты старые, есть новые, а есть «Дон Кихот». Такой старый, что старее не бывает, но всегда новый и вечно юный. В этом балетном спектакле нет смысла искать смысл или вспоминать роман Сервантеса, к которому обращались балетмейстеры для создания балетного либретто. От романа великого писателя в балете нет почти ничего, кроме названия. Впрочем, печалиться по этому поводу не стоит – кто в наши дни читает Сервантеса?.. Классиков, как известно, почитают, но не читают. Так что роман отдельно, а балет отдельно – нелепый, наивный, зажигательный, искрометный, бурно-кипящий танцами.
Сегодня невозможно установить, кто первым из деятелей балетного театра создал танцевальные вариации на тему романа Сервантеса, историки балета утверждают, что желающих хватало. Официальным же рождением балета считается 1740 год. Но блистательная эра балетного «Дон Кихота» связана с именем Мариуса Петипа, создавшего две грандиозные версии спектакля на лихую музыку Людвига Минкуса. Одну – в 1869 году для Большого театра в Москве, с прологом, в четырех актах и восьми картинах. Вторую, спустя два года, – для Мариинского театра в Петербурге. Эта редакция оказалась еще мощнее – пять актов и одиннадцать картин. Естественно, что подобные балетные феерии время иссушает, а хореографы-реставраторы, обращающиеся к ним, сокращают и изменяют, доводя до тех размеров, объемов и форматов, что легко лягут на душу современного зрителя. Что и сделал Александр Горский, осуществивший новую постановку старого «Дон Кихота» на сцене Большого театра в 1900 году.
В Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко «Дон Кихот» идет в постановке Алексея Чичинадзе. Сам балетмейстер говорит о спектакле, поставленном им в 1981 году: «Мне было интересно, сохранив самое ценное из хореографии выдающегося русского балетмейстера Александра Горского, переосмыслить и переработать ряд сцен балета. Мы искали более точную логику развития событий, отказываясь от длинных пантомимных сцен, заменяя их действенным танцем. В спектакле много новой хореографии, прежде всего в народных танцах». Зрителям будет интересно увидеть не только эти новые танцы, но яркий, жизнерадостный спектакль и, конечно, великолепный исполнительский состав. В спектакле заняты: Наталья Ледовская, Наталья Крапивина, Оксана Кузьменко – лучшие Китри театра и просто замечательные балерины. В роли Базиля выступают Георги Смилевски, Роман Маленко и Сергей Теплов, увлекающие своим темпераментом и артистизмом.
Либретто М. Петипа в редакции А. Чичинадзе. Хореография А. Горского. Постановка и новые танцы А. Чичинадзе. Художник М. Соколова.
Владимир Котыхов