Сюжет о великом танцовщике Вацлаве Нижинском, разыгранный в театре кукол и продолжающий, в сценической форме, любимую нами серию «ЖЗЛ», способен вызвать любопытство самого широкого зрителя. Тем более что режиссёр спектакля – знаменитый Андрей Денников, лидер кукольной сцены, уже много лет строящий на ней свой авторский театр, в котором он является и постановщиком, и исполнителем главных ролей, и автором идей, синтезирующих на сцене кукольное и драматическое искусство. Как и в других своих работах, Денников – автор всего, что мы увидим в этот раз на сцене: режиссуры, кукол, музыкального оформления и сценографической концепции. И главное, что сам он – в роли Нижинского, великого реформатора классического балета начала ХХ века.
Мы совершаем целый экскурс по судьбе этой легендарной личности, начиная со старинной панорамы Петербурга, где наш герой запечатлён ещё в младенческие лета, и продолжая всей его сценической биографией, в которой важные роли играли такие фигуры, как Сергей Дягилев, Михаил Фокин, Игорь Стравинский, Матильда Кшесинская, Тамара Карсавина, Жан Кокто. Мы прикасаемся к трагической судьбе этого гения, погибающего в конце жизни в психиатрической клинике, вынужденного осуществлять мучительный выбор между Сергеем Дягилевым и своей женой Ромолой, родившей ему дочь. А также страдающим вдали от сцены и творчества.
Интересно, что почти всех героев сюжета, включая семилетнюю дочь Нижинского Киру, играют актёры, но не куклы. Кукол тут вообще немного, они явно потеснены живыми людьми и существуют лишь как напоминание о том, что мы находимся на территории кукольного театра. Хотя именно куклы – забавные, экстравагантные, неожиданные, трогательные – запомнились нам больше всего, в отличие от людей, которые словно бы забрели сюда с обычной драматической сцены, пообещав нам, тем не менее, волшебство именно кукольного искусства.
Постановка, куклы, музыкальное оформление, идея сценографии А. Денникова.
Ольга Игнатюк