Одной из самых популярных «производственных» пьес 70-х годов были «Сослуживцы» Брагинского и Рязанова: там разворачивалось захватывающее ежедневное бытие офисных работников с девяти утра до шести вечера. Но слова «офис» тогда не существовало в нашем обиходе, оно пришло к нам лишь сейчас, и спектакль с аналогичным названием демонстрирует нам те же служебные будни, но переброшенные в XXI век.
Офисная тематика, повествующая о «новых деловых людях», сегодня актуальна, являя нам один из важнейших общественных срезов. Кто эти люди, двигающие в своих офисах бизнес, промышленность и политику? На сцене их пятеро, трое молодых людей и две девушки: Крецки – Владимир Моташнев, Хуфшмидт – Игорь Теплов, Кристенсен – Эльмира Мирэль, Шмитт – Анастасия Лебедева и Крузе – Алексей Рахманов. Их типажи распределяются от «лидера» до «мальчика для битья», они приходят по утрам в свой офис, как на поле боя, где в ежедневной и вечной борьбе нужно одерживать постоянные победы над партнёром и успевать пожирать ближних, дабы не оказаться съеденным самому. И всему этому надо, конечно, учиться.
Вот перед нами и открывается «тренинг на выживаемость», ежедневно поглощающий наших героев целиком. Мы видим, как они оттачивают перед зеркалом свои жесты, тренируя мимику, пластику и психику, готовясь к встрече с начальником и «битве всех против всех». Нам преподают уроки интриги, тактику выживания и ближнего боя. И мы учимся – ведь надо же извлечь пользу из этого зрелища, в котором всё равно сюжета нет, а есть лишь саркастические офисные зарисовки. Хореограф Алла Сигалова решила их в стиле «драмбалета», обнажающего внутренние монологи этих личностей. Если на их устах улыбка – то в пластике истинная суть отношения к коллеге: и на наших глазах сотрудники превращаются в клубок злобных зверей, выходцев великой природы, учащей выживать.
Да, сложна и опасна жизнь офисных тружеников – тем более что всякий раз после встречи с начальником они выходят из его кабинета с воткнутым в спину ножом или оторванной головой. И нам совсем не важно, чем занимаются эти люди – банковским делом или производством мыла. Важно понятие «жизнь как поле битвы», доведённое в новом тысячелетии до абсурда.
Режиссёр Р. Козак. Художник В. Платонов. Художник по костюмам С. Калинина. Хореограф А. Сигалова.
Ольга Игнатюк