Клуб. Сотня стульев. Дым на сцене. Сентиментальная горячка… Он любит ее, а она не может жить без его друга. Но друг женат, и его супруга, узнав об измене, пытается покончить жизнь самоубийством. Долгая череда встреч, расставаний, ссор и примирений, как и следовало ожидать, заканчивается трагически. Она погибает, и бывшие соперники, обнявшись, оплакивают ее кончину.
История, рассказанная в спектакле «Другого театра» (созданного на базе «Квартета И» для работы над пьесами современных драматургов), стара как мир. Ее можно было бы назвать банальной, если бы не одно «но». Запутанные взаимоотношения главных героев – молодого актера Алексея (Павел Майков), его друга, тоже Алексея и тоже актера (Евгений Стычкин) и монтировщицы Натальи Скрябиной (Ирина Рахманова) – играют в спектакле второстепенную роль. В «ПроЯвлениях любви» речь идет не столько о несчастной любви, сколько о жизни театра, искусстве и жизни, о жизни в искусстве.
Личная драма Алексеев и Натальи развивается в коротких промежутках между репетициями, съемками и премьерами. Грань между реальностью и вымыслом в спектакле Ольги Субботиной становится практически неразличимой. В разгар обсуждения способов выживания в разрушенном войной Берлине герой может заявить, что опаздывает на кастинг к Хотиненко; с кладбища, где похоронена Наталья, оба Алексея вдруг попадают в комнату, увешанную партийными лозунгами, и садятся пить чай из граненых стаканов за стол, покрытый кумачовой скатертью. Миры Шекспира, Достоевского, Белля, Пастернака вторгаются в современность и придают ей новые измерения. Вот и Наталья Скрябина не просто тихая сотрудница театра, она – Настасья Филипповна. В Алексее есть черты, сближающие его с князем Мышкиным и доктором Живаго, а его друг порой напоминает Рогожина или Ставрогина.
Герои Ксении Драгунской с головой погружены в мир искусства, к которому драматург, тем не менее, относится крайне неоднозначно. Восхищение сменяется иронией, особенно ощутимой в сценах театральных репетиций. Субботина и Драгунская посмеиваются над самовлюбленными режиссерами и «талантливыми молодыми драматургами», занятыми переписыванием чужих произведений, способными даже пьесу Шекспира превратить в абсурд. Но их ирония переходит с нерадивых театральных деятелей на театр как таковой. Он способен дать лишь отзвуки жизненных драм. Условность – неотъемлемая черта искусства, и, по сравнению с реальными трагедиями, рассказываемые художниками истории всегда будут казаться немного фальшивыми.
Впрочем, оценка значения искусства – слишком сложная задача для одного спектакля. Создатели «ПроЯвлений любви», скорее всего, и не ставили ее перед собой. Они просто хотели напомнить, что своя «жизнь в искусстве» есть у каждого. Просто не каждый умеет ее прожить.
Режиссер О. Субботина. Художники-постановщики А. Глебова и В. Мартиросов. Художники по костюмам Ю. Голованова и В. Талдыкин. Оригинальная музыка и аудиодизайн Р. Норвила. Режиссер по сценическому движению В. Беляйкин. Постановка танца С. Козлов.
Татьяна Ратькина