Порой создается впечатление, что современный театральный мир живет по дарвиновским законам. Между новичками и маститыми режиссерами, антрепризами и репертуарными спектаклями, авангардными и классическими постановками идет борьба за выживание – точнее, борьба за зрителя, в которой все средства хороши.
В стороне от схватки остаются, пожалуй, только студенческие спектакли. Их создатели не стремятся поразить публику пышными костюмами, яркими декорациями или неожиданным прочтением известных произведений. Они просто играют спектакль. Так восторженно, с таким искренним удовольствием, что без труда заражают зрителей радостью от соприкосновения с миром искусства.
Все вышесказанное в полной мере относится к спектаклю Учебного театра Школы-студии МХАТ «Казаки» по одноименной повести Л.Н. Толстого. Считается, что история отпрыска знатного дворянского рода Дмитрия Оленина (Алексей Коряков), влюбившегося в красавицу-казачку Марьяну (Ольга Вечкилева) и ставшего невольной причиной крушения ее надежд на счастье с женихом Лукашкой (Игорь Коняхин), посвящена противостоянию цивилизации и пасторальной идиллии.
Но студенты Школы-студии превратили призыв к простоте и единению с природой в гимн молодости с ее страстями и заблуждениями, гимн жизни во всех ее проявлениях. Главные герои спектакля только начинают постигать красоту мира. Они входят в него с восторженным нетерпением, открытостью и непосредственностью, с мечтами о любви. Это нетерпение, эта жажда счастья, как ни печально, и приводят молодых людей к катастрофе. Дело вовсе не во власти стереотипов, дворянской испорченности или наивности «детей природы» казаков. Просто иногда радость бытия ослепляет, а порывы чувств ведут в тупик. Но без всего этого жизнь – как и спектакль Михаила Лобанова – утратила бы краски, обаяние, а может, и смысл.
Режиссер-педагог М. Лобанов. Художник В. Очередная.
Татьяна Ратькина