Здесь шекспировский материал пошит по нынешней моде, игнорирующей любые соответствия первоисточнику. В данном случае действие шекспировской комедии перенеслось в атмосферу военной Италии конца 30-х годов ХХ века, когда воюющее мужское население даже в передышках между боями не снимает своих серых мундиров, готовясь к дальнейшим походам. Вот в такие обстоятельства помещена эта легкомысленная история, сотканная из сплошных любовных волнений, сердечных интриг и радостных матримониальных затей. У Шекспира две любовные пары, Бенедикт с Беатриче и Клавдио с Геро, в результате уморительных любовных недоразумений, ссор, разлук и примирений всё-таки падают в объятия друг другу в предвкушении свадьбы. А все остальные доны Хуаны и доны Педро, втянутые в их любовные передряги, отчаянно при этом развлекаются! Тут весело всем: и главным участникам любовных похождений, и попутно задействованным в них! Их лукавые шуточки, розыгрыши, прыжки и кривлянья создают карнавальную атмосферу беззаботной круговерти, столь свойственной шекспировским любовным комедиям.
Однако трансформированное время исказило и сюжет, и людей. Герои, помещённые в опалённый войной город, стали неузнаваемыми. Их существование напр яженно и тревожно, шутки и песни жестки и суровы, а юмор брутален и груб, поскольку это юмор людей с заряженными браунингами в руках. Палящими то в собеседников, то в воздух, то в пол. А их карнавал в зловещих масках больше походит на некий тяжёлый воинственный марш. «Мир давно изменился! – желает сказать нам постановщик. – Время милой беззаботности шекспировских влюблённых кануло в вечность, и теперь мы совсем другие! Нынешний человек зол, циничен и лишён иллюзий. Мир вокруг него агрессивен и опасен. И даже любовная игра, без которой невозможно представить человеческую жизнь, превратилась в жестокое военное сражение. И если театр хочет быть услышан современником, то пусть говорит на его языке».
Мы имеем перед собой современную интеллектуальную игру, заставляющую Шекспира говорить иным языком, предельно приближенным к современности. Но признаемся, что это уже никакой не Шекспир, а совсем другая пьеса о любви в мире, похожем на войну.
Режиссёр К. Богомолов. Художник Л. Ломакина.