Сегодня трудно поверить, но премьера балета Чайковского «Лебединое озеро», состоявшаяся в Большом театре в Москве 130 лет назад, в феврале 1877 года, успеха не имела. Это был почти провал. Лишь спустя восемнадцать лет, уже в Санкт-Петербурге в хореографии Льва Иванова и Мариуса Петипа «Лебединое озеро» потрясет зрителей и критиков. И с этого времени «Лебединое озеро» – один из самых известных балетных шлягеров, главный спектакль лучших балетных сцен мира.
Лишь только распахивается занавес, как проза жизни, суета будней исчезают, и зрители попадают в мир абсолютной красоты «Лебединого озера». Здесь выпевает свой лебединый танец Одетта, кружатся в белом хороводе девушки-лебеди, здесь есть и «Танец маленьких лебедей», горячо любимый зрителями, и острый, колдовской танец Одиллии. Здесь гибнут в разбушевавшемся озере двое влюбленных – Одетта и принц Зигфрид. Это балет об измене и о любви.
«Лебединое» – это еще и проверка на звездность тех балерин, кто выступает в двойной партии – королевы лебедей Одетты и коварной Одиллии. В петербургской премьере 1895 года в этой роли блистала итальянка Пьерина Леньяни, поразившая тогда диковинной новинкой, а в наши дни обязательным элементом – 32 фуэте. С «Лебединым» связан и один рекорд, который вряд ли удастся кому-нибудь перекрыть. Майя Плисецкая выступала в нем на протяжении 30 лет, с 1947 по 1977 годы, выходя в роли Одетты-Одиллии более 800 раз.
«Лебединое озеро» существует во множестве версий и редакций. На сцене Большого театра балет идет в постановке Юрия Григоровича. Свою первую редакцию «Лебединого», завершавшуюся трагическим финалом, хореограф создал в 1969 году (художник С. Вирсаладзе), но «трагизм» был забракован Минкультом СССР, и пришлось Григоровичу переработать свое «Озеро» и придумать финал оптимистический. Эта постановка, пережив распад СССР, сохранялась в репертуаре Большого до 1997 года, а в 2001 году мэтр создает двухактную версию «Лебединого озера», вернув балету трагический финал. Нынешнее «Лебединое озеро» Григоровича, в которое органично входят фрагменты хореографии Петипа, Иванова, Горского, – это стремительное действие, изобретательные танцы, роскошные декорации Вирсаладзе и всегда звездный состав исполнителей. Мастера сегодняшнего Большого балета Светлана Захарова, Мария Александрова, Андрей Уваров, Сергей Филин, Николай Цискаридзе демонстрируют в спектакле высший балетный класс.
Либретто Ю. Григоровича по мотивам сценария В. Бегичева и В. Гельцера.
Хореограф-постановщик Ю. Григорович.
Художник-постановщик С. Вирсаладзе.
Дирижер-постановщик П. Сорокин.
Владимир Котыхов