У нас уже была одна «Чайка» в балете, поставленная двадцать семь лет назад в Большом театре Майей Плисецкой, где Майя Михайловна выступала в роли Чайки и Нины Заречной. Пришло время новой балетной «Чайки», поставленной в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко лидером современного балетного театра Джоном Ноймайером.
Зрители, входящие в зал, не сразу понимают, что спектакль уже идет. Он начался, когда они еще толпились в гардеробе, бродили по фойе… Занавес открыт, зрители рассаживаются по своим местам, а на сцене Костя Треплев складывает из нотного листка бумажную чайку, и слепит глаза невероятной голубизной сценический задник. Кстати, декорации, костюмы, свет – это все тоже придумано Ноймайером.
Что больше всего поражает в этом балете? Его особая печальная атмосфера и верность пьесе Чехова. Сам Ноймайер признается: «Я не стремлюсь оставаться верным Чехову в каждой мельчайшей детали, в танце это бы себя не оправдало. Но я стараюсь сохранить его идею». И ему это удается. Здесь все как у Чехова, но иначе, все переведено на язык танца. Аркадина – знаменитая балерина, Тригорин – хореограф, Нина – начинающая танцовщица, а Костя, который в пьесе Чехова говорит: «Нужны новые формы. Новые формы нужны, а если их нет, то лучше ничего не нужно», – ищет новые формы не в драматургии, а в танце. Показывает собравшимся танц-пьесу «Душа Чайки» – и терпит крах. Потом, несколько раз на протяжении балета, Косте будут являться танцы мечты, острые, необычные, завораживающие. Танцы, пришедшие из его снов, из мучительных поисков нового, и так горько никому не нужные. Но будут в балете и танцы очень нужные, классические.
Всегда самая большая проблема для артистов при переносе уже поставленного спектакля, – а премьера «Чайки» Ноймайера состоялась в Гамбурге пять лет назад – понять, принять чужую, незнакомую эстетику и хореографию. Артисты театра демонстрируют уникальное понимание авторского театра Ноймайера. Они живут в ней органично, естественно, и трудно выделить кого-то одного, нужно говорить об ансамбле, о тонком понимании поставленных перед ними задач. И при этом каждый из них индивидуален – Дмитрий Хамзин (Костя), Татьяна Чернобровкина (Аркадина), Виктор Дик (Тригорин), Анастасия Першенкова (Нина; эту роль исполняет также Валерия Муханова)… Это все великолепные актерские работы, а сам спектакль стал большой творческой удачей театра.
Хореография, декорации, костюмы, свет Дж. Ноймайера. Дирижер-постановщик Ф. Коробов.
Владимир Котыхов