Владимир Мирзоев часто выбирает для своих спектаклей драматургию, которая хорошо известна самому широкому кругу читателей и зрителей, и к тому же часто и много ставилась в театре. Режиссеру очень важно, чтобы сидящие в зрительном зале люди хорошо знали сюжет, помнили, с чего начинается история, о чем в ней рассказывается и как она заканчивается. Это позволяет ему смело сочинять спектакль, не особенно заботясь о фабуле. Страшная сказка Шварца о тоталитаризме, уродующем души людей, нашла свое новое воплощение в спектакле Мирзоева на сцене Театриума.
Триста лет город находится под властью Дракона, и каждый год жители безропотно отдают чудовищу в жены своих самых красивых девушек. Дошла очередь и до дочери архивариуса, тихой, послушной и милой Эльзы. Она и ее отец смиренно ждут неизбежного, но вдруг в их дом забредает странствующий рыцарь. И у обреченных на смерть появляется слабая надежда. Но чтобы избавиться от дракона, надо убить его в самом себе; эта задача, оказывается, мало кому по плечу…
На сцене – гигантский медный котел, в котором копошатся обитатели драконова города. Здесь и те, кто уже почти потерял человеческий облик, превратившись в некую живую массу, что передвигается, перетекает, переползает с места на место. И те, кого еще можно назвать людьми – подневольные Эльза (Екатерина Гусева), Шарлемань (Владимир Антипов), Кот (Борис Рывкин) и властвующие Генрих (Андрей Ермохин), Бургомистр (Ефим Шифрин). Сюда приходит Дракон (Сергей Лобанов, Арман Хачатрян, Марина Есипенко), здесь же появляется и Ланцелот (Егор Пазенко). Мирзоев лихо обходится с текстом, нещадно сокращая его и изменяя. Не увлечен режиссер и развитием характеров главных героев. Зато их пластические образы, органично вплетенные в зрелищный строй спектакля, наполненного живой музыкой группы «Second Hand Band», а также хореографическими композициями, граничащими с пантомимой, создают особую магию восприятия мирзоевского «Дракона». Ту магию, когда визуально-музыкальный ряд становится важнее, существеннее и сильнее ряда словесного, когда текст пьесы лишь дополнение к тому, что зрители видят на сцене. Конечно, для тех, кто предпочитает литературный театр, «Дракон» в Театриуме может стать разочарованием. Что же касается театралов, то они по достоинству оценят эту значительную для Владимира Мирзоева работу, в которой есть на что посмотреть!
Режиссер В. Мирзоев. Сценография и костюмы А. Коженковой. Хореограф А. Ощенков. Музыка группы «Second Hand Band».
Жанна Филатова