От этого спектакля не стоит ждать погружения в социальные реалии еще, казалось бы, недавнего прошлого. Для молодого режиссера Дмитрия Петруня 70‑е годы ХХ века – уже история, а драматург Александр Вампилов – классик. Он и прочитывает его как классика, акцентируя внимание не на бытовых подробностях и "запретных" для тех лет темах, а на вечных истинах и вечных чувствах, отличающих любое классическое произведение. В спектакле нет также ни поверхностной иронии в адрес ушедшей эпохи, ни сентиментальной ностальгии по ней. Постановщик словно сознательно не привязывает происходящее к конкретному времени, хотя оно ненавязчиво присутствует и в немногочисленных деталях обстановки, и в мягких, задушевных интонациях Юрия Яковлева, выступающего от лица автора, и в характерах героев. Правда, в них, в сравнении с многими прежними постановками, меньше "фирменной" вампиловской простоты и завораживающей достоверности, накал чувств сознательно усилен, трагизм доведен до предела, а юмор граничит с гротеском.
Повествование о людях, каждый день которых начинается в чайной с вечно сломанным ими же палисадником, и о чистой, трепетно-нежной Валентине (Мария Рыщенкова), с отчаянным упорством прибивающей вырванные доски и твердо верящей в то, что можно заставить людей ходить в обход, выглядит не только рассказом о смиренном и достойном противостоянии злу, порожденному безликой монотонностью человеческого существования, но и историей о мечте, о чеховской "тоске по лучшей жизни". Отсюда, очевидно, и вставной танцевальный номер с красиво одетыми героями, и море огромных подсолнухов, заполнивших сцену, и вампиловский Шаманов, столь близкий у Евгения Князева к чеховскому Иванову. Такой же разочарованный, "надорвавшийся", искренне готовый уйти из жизни в порыве отчаяния, он все же сумеет вернуться к себе прежнему.
Режиссер Д. Петрунь. Сценография и костюмы М. Обрезкова. Хореограф О. Николаев.
Марина Гаевская