Борис Леонидович Пастернак принадлежит к числу художников, в чьей личной и творческой судьбе столкновение с советской системой оставило особенно глубокий след. В 1957 г. роман «Доктор Живаго», не принятый к публикации советскими изданиями, был издан на Западе; вскоре его автор удостоился Нобелевской премии. Потом была травля в советской печати, исключение из Союза писателей, отказ от почетной награды, тяжелая болезнь.
Все эти факты сегодня широко известны. Но мало кто знает, что в последние месяцы перед смертью Пастернак работал над пьесой о свободе – свободе нации, свободе личности, свободе художника. Завершить ее писатель, к сожалению, не успел; трилогия «Слепая красавица» так и осталась в черновиках. Попыток поставить ее не предпринимали почти полвека. Первопроходцем стал Марк Розовский. В конце прошлого года в театре «У Никитских ворот» состоялась премьера «Слепой красавицы» в его сценической редакции.
В рассказ о трагической судьбе крепостного актера режиссер попытался вместить главные мотивы российской истории. Середина XIX века. Пожилые дворяне мечтают о возвращении старых порядков, либералы строят прекраснодушные планы, анархисты бредят революцией, крестьяне страдают от помещичьего произвола. А еще все они, обращаясь к залу, без устали говорят о воле…
Постановка театра «У Никитских ворот» включила в себя обширный материал первоисточника. У Марка Розовского появилась возможность сказать о том, что мучило его великого предшественника, но о чем последний не мог говорить во весь голос. И упустить такой шанс он, конечно, не мог.
В работе над сценической версией пьесы режиссер использовал подсказанный самим драматургом прием «театр в театре». Второе действие «Слепой красавицы» – спектакль «Сумцовское дело» по пьесе талантливого актера Петра Агафонова (Максим Заусалин), разыгранный крепостными для высокопоставленных гостей. И с театральных подмостков граничащая с искусственностью условность проникает в реальную жизнь. А может быть, и наоборот: искусство отражает абсурдный трагифарс, в который, по Розовскому, превратилась российская действительность.
Сценическая редакция и постановка М. Розовского. Художник П. Пастернак. Художник по костюмам Е. Шульц.
Татьяна Ратькина