Театр «Современник» изначально хотел приурочить этот спектакль к 60-летию Победы. Но идейное содержание зрелища оказалось, скажем мягко, настолько неоднозначным, что показывать его в праздничные майские дни театр так и не решился. Почему? Дело, в общем-то, понятное.
В программке создатели спектакля сразу же информируют зрителей о том, что им предстоит увидеть. А предстоит им «музыкально-батальная мистерия с бодрой войной и чистой любовью, с цирковыми аттракционами и настоящей Любоффьорловой, а также зафиксированным явлением Пресвятой Богородицы и стратегическими ночными полетами абсолютно голой пионерки». Сразу необходимо заметить, что ни мистерии, ни войны, ни любви, ни уж, тем более, голой пионерки в спектакле нет. А есть чрезвычайно находчиво и красочно оформленная режиссером история о том, как девочка Маша в мучительно-прекрасном исполнении Чулпан Хаматовой с красным галстуком на худенькой шее отправилась на фронт и стала там полковой шлюхой по имени Муха. Причем сделала она это из идейных соображений, по велению души, зову сердца и, надо полагать, согласно полученному воспитанию. Подобная жертвенность заканчивается плохо, и бедная Маша гибнет в огненном котле вместе со своим барабаном, который в «Голой пионерке» не просто инструмент, а ее безотказное для всех бойцов «боевое оружие»…
Безусловно, чем дальше мы будем уходить от больной, мучительной и страшной для нашего народа темы тоталитарного прошлого, тем веселее, смелее и проще она будет воссоздаваться на сцене, экране или в литературе. Тем легче жонглировать фактами, историей, религией, моралью, нравственностью. И Серебренников в «Голой пионерки» значительно продвинулся на этом пути. Так что, если вы человек, который точно знает, что такое хорошо, а что такое плохо, то вам следует крепко подумать, прежде чем увидеть «Голую пионерку».
Пьеса К. Драгунской при участии К. Серебренникова. Режиссер К. Серебренников. Художник Н. Симонов. Художник по костюмам Е. Панфилова. Композитор А. Маноцков. Режиссер по пластике А. Альберт.
Жанна Филатова