|
|
БЕЗ СНА
|
Анастасия | 09.04.2024 | |
Любителям скандинавской литературы точно понравится, настроение передано бесподобно. Если хочется чего-то тяжелого и безнадежного увидеть на сцене театра, тоже стоит посетить. Опять же к актерам ни одной придирки, прямо вот все талантливы и чувственны. Но сам спектакль - это печальный холод и отсутствие надежды на доброе и хорошее. | ||
Любовь | 02.03.2024 | |
Очень люблю сцену во флигеле МТЮЗа. Приятное пространство создает волшебную атмосферу еще до входа в зрительный зал. Здесь можно уютно посидеть на диванчике или выпить кофе за столиком. А потом пройти в совсем небольшой зрительный зал, где и сцены в обычном понимании нет, а актеры ходят рядом с тобой. Поэтому на камерных сценах происходит то самое полное погружение, даже растворение в спектакле. То же получилось и с постановкой «Без сна». Сергей Тонышев – заметная фигура в театральном мире. Ученик Женовача ставит спектакли не только на московских подмостках. И все они непременно становятся предметом обсуждения. В этот раз Тонышев взял произведение "Трилогия" норвежского писателя Юна Фоссе, Нобелевского лауреата по литературе за 2023 год. Драматург и режиссер оказались близки друг другу, так как оба люди севера. И поэтому в постановке «лодка, рыба, бескрайнее то ли море, то ли сон, то ли город». А еще в центре молодая пара: Асле и Алида, любящие друг друга, но совершенно одинокие, прозябающие в нищете и без крова. Помочь им некому, а ведь скоро должен родиться ребенок. И Асле по-своему решает эту проблему. Действие происходит медленно, не спеша. В постановке заняты молодые актеры, но прекрасно справляющиеся со своими ролями. Декораций как таковых нет, зато в белом пространстве зала главным становится свет: то теплый от очага, то из дверей яркий резкий и холодный от внешнего мира, и самый светлый из окна, около которого сидят молодые и еще чистые наивные герои. Вообще окно во флигеле обыграно прекрасно. Асле заглядывает в него с улицы, а при раскрытом видно как идет снежок, да и глоток свежего морозного воздуха ощущается как часть постановки. Интересно использована огромная рыболовная сеть, образ с веслом, доска от бара. Во время спектакля, да и после, находишь всё новые смыслы того, что видел на сцене. Несмотря на грустную историю, Тонышев хотел показать, что тьма пожирает одного из влюбленных, но любовь остается, любовь искренняя и безусловная спасает всех. Поэтому спектакль не придавливает зрителя безысходностью, а перед глазами всё же остается тот самый свет. | ||
Галина | 23.12.2023 | |
На сцене Московского театра юного зрителя снова премьера - Сергей Тонышев поставил одну из частей романа "Трилогия" норвежского писателя Юна Фоссе. Получился атмосферный такой спектакль - "Без сна" Атмосфера в нем, правда, тяжелая. Мне почему-то все время казалось, что действие происходит беспробудной заполярной зимой - тьма и холод. И отнюдь не потому, что тьма и холод были за окнами зрительного зала. Кстати, вот прям мимими - на каждом стуле лежал плед - обожаю флигель МТЮЗа за его уют, а тут еще и позаботились, чтобы зрители не замерзли, когда во время действия актеры открывают окно. Холод до меня не дошел ни разу (3 ряд), но сам факт такой заботы прям очень порадовал). Так вот, тьма и холод. И вроде речь в спектакле - о любви. Взаимной. Но, как известно, "любовь зла - полюбищь и... (ну дальше все знают...)" Вот вы смогли бы жить вместе с убийцей? Серийным? Ой, тут будут СПОЙЛЕРЫ, осторожней, но иначе не передать впечатления в этот раз. Так вот, как насчет мужа, способного ***** ради денег или жилья? А если он Вашу мать убил? А Вы такая сели в лодку и радостно: "Вперед! В ЖИЗНЬ!" А мать на пороге лежать осталась... Но вы ж его любите, ага, и ребенка от него ждете. Наверное, в Норвегии начала 20 века это все объясняло. Но я не понимаю... Поэтому чувства спектакль вызывает, мягко говоря, противоречивые. С одной стороны, вроде вот они - юные герои - их мытарства, заботы, любовь, вроде и переживаешь за них... А с другой - не сочувствуешь им, ибо вот это вот "тварь я дрожащая или право имею?" - оно всегда про то, что другие заранее тварями назначаются, право которых ты можешь отнять, в том числе на их имущество и, главное, жизнь. Причем у меня даже не столько герой отвращение вызывал (его поступки хоть можно объяснить, хоть и не оправдать), сколько героиня. Ты сама беременная, сама матерью вот-вот станешь, как же можно-то так... В общем, странный такой спектакль получился, с не очень понятным посылом - грустный, непростой, но при этом красивый, стильный и цельный. Кстати, о посыле - вот уже второй спектакль подряд мне говорит о том, что любовь к музыке не означает любви к людям и вполне уживается с жестокостью... Актеры в этот раз были мне почти все, кроме Полины Одинцовой, незнакомые, МТЮЗовская молодежь. Молодцы, справились, играть в метре от зрителя тяжело, думаю. Смотреть этот спектакль лучше, когда Вы, что называется, в ресурсе - атмосфера безысходности и отчаяния, несмотря даже на вполне разумный финал, просто витает в воздухе. Ну или наоборот - идти туда, чтобы понять - бывает и хуже. Я бы, конечно, предпочла закончить театральный 2023 год чем-то более позитивным, но сложилось так... | ||
Елизавета | 27.11.2023 | |
Нобелевским лауреатом по литературе за 2023 год стал 64-летний норвежский писатель Юн Фоссе – автор оригинальных прозаических произведений и пьес, которые ставятся во всем мире. А в МТЮЗе на сцене во флигеле Сергей Тонышев поставил спектакль "Без сна" по первой части романа Юна Фоссе "Трилогия". Люблю флигель МТЮЗа за его особый уют, за сохранившиеся признаки старомосковской квартиры, за разнокалиберную, но такую гармоничную обстановку - даже библиотека здесь есть. Нравится мне и крохотный зальчик, столь гибко трансформирующийся вслед за фантазиями режиссеров. И окно! Это замечательное окно во двор, играющее столь большую роль в разнообразных постановках. Вот и в спектакле "Без сна" окно распахивается во внешний мир, впуская в душную рыбацкую каморку шум волн и запах морского ветра. "Без сна" спектакль о беззащитности, о беззащитности Алиды (Полина Кугушева) и Асле (Сергей Кузнецов). Им по семнадцать, они невенчаны, Алида на сносях, им негде и не на что жить, и, главное, они неуверенны в том, что вообще заслуживают помощи и защиты. Время и место действия - начало прошлого, а может позапрошлого века, сельская глубинка в Норвегии, а потому снисхождения к своему положению они не ждут. И Асле, замечательный музыкант, на столько замечательный, что скрипка светится в его руках, от отчаяния и усталости совершает страшное, чтобы дать кров, тепло и еду жене и ребенку. Даже не верится, что Асле, такой нежный, такой любящий, способен на преступление. И зрители случившееся понимают не сразу, их души просто отказываются принимать столь жестокую действительность. Преступления, которые совершает Асле, он совершает не столько от безысходности, сколько от робости. Спектакль "Без сна" балансирует на грани возвышенной музыки и обнаженной психологии и в зале возникает особенная атмосфера сопереживания. В спектакле участвуют очень молодые актеры, все они невероятно хороши: немного слов, скупые движения и бесконечная рыбацкая сеть - это все что режиссер дает им в помощь. И почти из ничего рождаются образы - многогранные и глубокие. А еще свет. Свет - полноправный персонаж спектакля: теплый свет очага, морозный свет внешнего мира, свет свечи, свет скрипки, падающий на лица жмущихся друг к другу юных влюбленных. Спектакль "Без сна" практически гипнотизирует своим неспешным течением, негромкими разговорами в которых смешиваются диалоги и внутренние монологи героев. Спектакль идет всего полтора часа, но возникает впечатление, что его создатели научились сублимировать время. Чтобы пересказать действие, а так же мысли и чувства, которое оно пробуждает, не хватит и дня. | ||
|