Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100


Место для рекламы

МОЙ БЕДНЫЙ МАРАТ
Зрительские отзывы

Просьба все замечания, касающиеся неточности в информации о спектакле, а также модерирования отзывов оставлять не здесь, а направить письмо администраторам сайта: afisha@teatr.ru

  Яна Захарченко20.10.2023  
 «Мой бедный Марат… Не бойся быть счастливым!»
В Театре Романа Виктюка состоялась премьера спектакля «Мой бедный Марат» по самой пронзительной из пьес Алексея Арбузова (режиссер Александр Тарасов). Пьеса занесена в золотой фонд советской и российской классики. Это пьеса, которая рассказывает историю любви молодых людей и обретения ими цели в жизни. Сложная, многогранная, её нельзя трактовать однозначно. Пьеса написана в 1964 году, но она очень актуальна и в наши дни. Это история о Любви. Любви, которая родилась вопреки голоду, холоду и ужасу войны.

Блокадный Ленинград. Холодная зима 1942 года. Голод, ужас и абсолютно юные и еще не знавшие жизни, подростки смогли сохранить свои лучшие человеческие качества, сквозь весь страх и ужас, который выпал на их юношеские сердца. Нам сегодняшним есть чему у них поучиться. Важно сохранять доброту, гуманность и чистые сердца друг к другу. Режиссер Александр Тарасов очень психологично и осторожно, шаг за шагом постепенно раскрывает перед нами образы героев.
В основе сюжета любовный треугольник. Глубокие душевные переживания героев, постоянная борьба за жизнь и за счастье под звуки несмолкающей воздушной тревоги.
В пьесе Арбузова нет однозначно правых или виноватых героев, здесь каждый прав и виноват в равной степени.
Наивная и смешная кокетливая, хрупкая и звонкая девочка Лика, которая любит творчество Тургенева, встречает гордого Марата Евстигнеева. И случается чудо, между ними рождается огромное и светлое чувство. Которое каждый из них пронесет через всю жизнь. Чувство Марика к Лике настоящее и всепрощающее. «Любовь закрывает глаза на все». На наших глазах герои пройдут свой сложный путь взросления.
Огромная душевная сила Марата, его способность бороться, не смотря ни на что, рваться к цели. Он бесстрашный и деятельный сопротивляется суровым законам жизни, которая вынудила его повзрослеть внезапно. И в этих обстоятельствах его душа не огрубела, а наоборот, она остается детской и ранимой. Он придумывает героические истории о подвигах, которые возможно совершить только в мечтах. Марат сам верит в выдуманные им подвиги и это помогает ему не терять уверенности в себе.
И Леонидик, который явно уступает Марату в характере – слабый, болезненный полная противоположность храброго и рвущегося к подвигам Марата. Леонидик всячески вызывает жалость к себе будоражащим сознание рассказом о матери и приемном отце.
Когда Лика оказывается перед выбором между двумя любящими её мужчинами -Леонидик снова старается вызвать жалость к себе: «Я без тебя пропаду. Ты для меня сестра и мать. Весь белый свет». Эта же жалость будет прослеживаться и во взрослой линии персонажа.
В постановке прослеживается дуальность. Двухуровневая разрушенная ленинградская квартира, где не просто так на втором уровне, еще юные герои проживают свою полную возвышенных мечтаний жизнь, куда пытаются вернуться и уже повзрослевшими. И приземленные повзрослевшие герои на первом уровне, разрушенной войной, квартиры. На сцене мы видим сразу взрослую семейную пару Лику и Леонидика, а дальше сюжет развивается в двух параллельных временных плоскостях - блокада и мирное время, юность и взрослые годы героев.
Молодого Леонидика играет — Константин Авдеев, а взрослого Леонида играет артист, с шикарным и чарующим голосом, Павел Новиков. Лику в юности играет Мария Матто, а взрослую Лику – заслуженная артистка России Екатерина Карпушина. И только Марата (Никита Башков) мы видим в юном возрасте весь спектакль. В памяти Лики он по-прежнему юный 17 летний мальчишка, который рвется к подвигам. Актеры играют очень талантливо и душевно. Перед просмотром я прочитала пьесу Арбузова «Мой бедный Марат» и хочу отметить то, что игра актеров очень пронзительна и кажется, будто герои сошли со страниц пьесы. И перед нами в зале, на мгновение, оказались настоящие Лика, Марат и Леонидик и их история.
В спектакле очень интересная сценография, начиная от декораций и завершая световым и музыкальным сопровождением. Марат в спектакле показан все время в одном возрасте, в отличие от героев Лики и Леонидика, но в диалогах с Маратом отвечает то взрослая, то юная Лика. Своеобразная отсылка к тому, что уже состоявшаяся, взрослая Лика продолжает жить прошлым и прокручивать в своем подсознании диалоги с любимым Маратиком. А в это время любовь и жалость медленно выжигают ее. Лика пытается, но не может себе объяснить, что ею сильнее движет: любовь к Марату или жалость к Леонидику? Она безнадежно живет прошлым, которое утекает словно песок. Песок тоже присутствует в сценах – герои пьют чай и из чайника вместо кипятка сыпется песок – символ безвозвратно уходящего времени.
Декорации. В Доме Света всегда актеры играют в нескольких метрах от зрителя, что имеет немаловажное значение в восприятии действия. Перед нами полуразрушенная комната обычной ленинградской квартиры. На стенах следы разрушений после обстрелов. И застывшие в воздухе фрагменты стен, которые приходят в движение во время воздушных тревог, к слову, вначале я ассоциировала эти фрагменты с льдинами. Дыммашина добавляет реальности картине разрушений, не буду всех подробностей раскрывать, скажу лишь то, что декорации меня очень впечатлили. Это невероятно эстетичная целостная картина. Которая погружает нас в разворачивающиеся события и дает возможность, нам зрителям, прожить, прочувствовать те эмоции, которые проживают герои постановки. А на фоне разрушенной квартиры мы видим необыкновенное пространство с лестницами, уходящими высоко в небо, в небо к своей мечте.
Марат готов оставить свою Лику с Леонидиком, готов отступиться, не смея предавать своего друга… И только Леонидик в этой пьесе счастлив, как мне показалось. Я не берусь осуждать никого из героев, в этой пьесе нет однозначно правых или виноватых героев. Есть жертвенность. Здесь каждый сделал свой выбор, а правильным он в итоге оказался или нет - каждый решит для себя сам. Финал спектакля расставит многое по местам, но свои ли это места…
«Не бойся быть счастливым!» – никогда не поздно обрести свое счастье, открыть для него душу, принять его и просто стать счастливым!
Спектакль Александра Тарасова «Мой бедный Марат» о любви, пронесенной сквозь годы, о важности и ценности отношений. Он заставляет каждого задуматься – кого-то о правильности своего выбора, кого-то – о своей мечте. Но основная философская идея в том, что даже за день до смерти не поздно, жизнь начать сначала.
 
  Irismax20.10.2023  
 Можно ли быть счастливым во время войны? Трудно ли быть счастливым, зная, что твой объект любви нужен еще одному человеку? Можно ли стать счастливым, вернувшись через много лет туда, где когда-то был счастлив? Именно о счастье, о его возможности и невозможности – премьера в Театре Романа Виктюка по пьесе А. Арбузова «Мой бедный Марат».

Здесь совпали звезды. Очень давно мечталось побывать в этом необыкновенном здании на Стромынке - памятнике архитектуры эпохи конструктивизма. И хотелось посмотреть что-то из драматургии 1960-70-х гг., когда творили Вампилов, Арбузов, Розов. В своих пьесах эти авторы поднимали вопросы, которые актуальны и сейчас, и будут востребованы будущими поколениями. Потому что любовь, дружба, честность, долг – это духовный базис человека, в какое бы время он ни жил.

Итак, перед нами – разделенное пространство сцены, квартира в блокадном Ленинграде. Волею судьбы там оказались трое подростков – Марат, Леонидик и Лика. Идет война, герои не доедают, с трудом отапливают помещение, вздрагивают при резких звуках бомбежек и… говорят о счастье, мечтают учиться, строят планы на будущее. Молодость берет своё! Под взрывы снарядов здесь зарождается большое чувство. Но как быть, когда выясняется, что Лику любят оба – Марат и Леонидик? Принесет ли эта дружба троих, связанных навсегда ужасом пережитого, счастье хоть кому-то из них? Как водится, счастье – вещь непростая. Не случайно рефреном спектакля стала фраза «Не бойся быть счастливым!» Испугаются ли герои своего счастья или все же отважатся шагнуть навстречу ему?

Необычный прием режиссера Александра Тарасова – переплетение настоящего и прошлого – в очередной раз доказывает, что эти пласты жизни человека взаимосвязаны. Герой из прошлого отвечает на вопрос героя из настоящего. Лику-подростка и Лику-взрослую женщину играют две актрисы – Мария Матто и Екатерина Карпушина, и они обе практически всегда одновременно находятся на сцене. Леонидик также представлен в юношеском возрасте (Константин Авдеев) и взрослом (Павел Новиков). И лишь Марата играет один актер – Никита Башков. Я увидела в этом символ никуда не исчезающего чувства - все такого же по-юношески пылкого.

Здесь все накалено до предела - нервы, диалоги, эмоции. Постановка насквозь пронизана символичностью: чайник, из которого вместо воды течет песок, качели, мосты, которые строит Марат. Потрясающая мимика актеров, жесткий свет, цвет, звук усиливают эмоциональную составляющую.

Спектакль идет 2 ч 20 мин. Бережное отношение к тексту, аутентичные костюмы и сценография – впечатлило все! Запомнилась цитата: «Бойся победы! Можно унаследовать пороки побежденных». Актуалочка, как ни крути.
 
  М Годлевская19.10.2023  
 "Сколько лет мы не виделись с вами —
Даже страшно уже считать!
Как в упряжке с лихими конями,
Прогремели года бубенцами,
И попробуй теперь догнать!

Ах, как мчались они сквозь вьюги!
Как нам веру и память жгли!
Но забыть-то мы друг о друге,
Что б там ни было, не смогли!.."
Эдуард Асадов

С творчеством Алексея Арбузова я начала знакомиться не так давно, но вот чего я не ожидала, так это того, что в Театре Романа Виктюка по одной из его пьес поставят спектакль. И вуаля, представляю вашему вниманию спектакль "Мой бедный Марат" режиссера Александра Тарасова по одноименной пьесе Алексея Арбузова. Это не история войны, это история любви, пронизанная трагедией непростых взаимоотношений и совершенных ошибок. Идя на спектакль, готовьтесь к диалогам, простым диалогам простых людей о чем-то очень важном и значимом!

Герои спектакля "Мой бедный Марат" - Лика, Леонидик и Марат - трое подростков, которых связала одна общая беда - война. Они встречают друг друга в полуразрушенном доме, где заботятся друг о друге, защищают и поддерживают друг друга, и где в оглушающем грохоте разрывающихся снарядов, чередующихся со сводящей с ума тишиной потребность в тепле особенно высока. Сложно представить, что в основе такой крепкой дружбы, искренней человеческой любви, бесконечной жертвенности и отваги стоит смертоносная война. Казалось бы, когда есть война, больше ничего нет, но в войну все так же есть любовь, мечты, желания, только чувства обострены, желания более простые, а планы на жизнь с оговоркой "если будем живы". Так мечтали в блокадном Ленинграде три подростка - Лика, Леонидик и Марат.

Эта история не о войне, и даже не о блокадном Ленинграде, - это история о непростых взаимоотношениях, о принятых сгоряча решениях и о цене допущенных ошибок. Здесь все неоднозначно, невозможно поделить на хорошее и плохое. Кому сделала лучше Лика, совершив благородный поступок - пожалев Леонида и оставшись с ним? Ведь эта нелюбовь была третьим жильцом в их небольшой квартирке еще долгие годы. Имел ли право Марат, проявив силу духа, оставить друзей, не мешая их отношениям? Ведь поступок этот в равной степени так же эгоистичен и глуп. Верно ли поступил Леонид, сдавшись наконец и отпустив Лику? Хотя, возможно, стоило это сделать еще тогда, в блокадном Ленинграде. Как говорится, благими намерениями вымощена дорога в ад, так и герои пьесы жалея, помогая, уступая, все запутали и провели много лет в воспоминаниях и сожалениях.

Действие спектакля происходит в обломках дома, поэтому на сцене мы видим разломленные плиты с разорванной надвое надписью "6 этаж". Еще несколько обломков висят буквально над головами актеров. Вместо стен - металлический каркас и лестница, по всей видимости, к тем самым соседям, чья квартира еще уцелела, и там осталось немного мебели. Как и во всех спектаклях в Театре Романа Виктюка для дополнительной экспрессии применяются громкие звуки, в том числе страшные звуки сирены и взрывов. Страшно. Из люков в полу персонажи достают алюминиевую посуду, которая стоит и в квартире у повзрослевшей Лики. Связь времен вообще очень хорошо прослеживается в спектакле, в том числе в диалогах, переплетающих между собой жизненные нити героев. А из алюминиевого чайника вместо воды сыпется песок, сыпется до последней песчинки, напоминая нам о времени...

Очень глубокая пьеса и прекрасный сильный спектакль, но одно меня огорчило, и это никак не касается театра. Позади сидела девушка, которая, видимо ничего не понимала. И вовсе не потому, что в постановке есть что-то непонятное, напротив, происходящее на сцене очевидно даже без предварительного прочтения пьесы. Но девушка смеялась над тем, как сладок был Лике и Марату маленький кусочек сахара, как они пытались сохранить тепло в квартире. Вот почему так важны подобные спектакли, - чтобы помнить! Спасибо за них!
 
  Яковлева И.Л.06.10.2023  
 Лика (задумчиво). Человек всегда должен всем жертвовать для другого.
Марат. Ну, это не факт
Да, а самый не бедный из трех ленинградских пассионариев, чья история волнует нас с давних времен – Марат (Никита Башков).
Что поневоле (или напротив, целенаправленно) подчеркивается режиссерским решением Александра Тарасова.
Он здесь такой один.
Марат – яркий герой, почти нахально удачливый, в карьере и в любви. И нам он не нравится, по ходу дела.
Хотя Марата любят все – Лика, Леонидик, наверняка бОльшая часть публики в театральном зале.
А он по сути – управленец и душнила
Лика. За эти пять дней ты мне врал неоднократно. Скажешь, нет?
Марат. Конечно, не скажу.
Лика (вдруг с интересом). А почему ты врун?
Марат. Так веселее. (Резко.) И вот что – хватит отъединяться. Сегодня я отведу тебя в бытовой отряд, и ты начнешь приносить пользу. Ты же вполне здоровая – просто стыдно на тебя смотреть… Ты должна помогать ослабевшим людям.

Но пьеса-то о чем. О том, что и у нег, Марата Евстигнеева, есть сердце и способность принимать не только правильные решения. Мы ведь все такие бедные люди. («О жалкий жребий мой», подтвердил бы не менее известный всем Евгений).
Касаемо Марата Никиты Башкова – высокий, белозубый, но как по мне - так не слишком обаятельный для такой роли. Ежели прямо по тексту, так Марат наш должен разить наповал, раз фея Лика и грустный демон Леонидик так его любили. С другой стороны, и победоносному Марату пришлось испытать серьезные превратности судьбы.

Марат (запальчиво). Почему ты называешь меня бедным?
Лика. Потому что ты веришь в невозможное.



Тогда кого же мы полюбили? Молодого Леонидика (Константина Авдеева). Этот Леонидик – псих (говорит о себе в третьем лице), поэт (да, может не нетленки, но слагает вирши не по случаю, а постоянно), и он неповторим. Разве что чуть-чуть. Потому что из памяти не уходит Лариосик – прямой предшественник, как мне кажется, Леонидика.
Все же помнят житомирского кузена Лариосика?
«Лариосик — маменькин сынок, нелепый, неприспособленный юноша, «ужасный неудачник», живущий в собственном мире и времени. Он ехал из Житомира 11 дней, по дороге у него украли узел с бельём, оставили одни только книги и рукописи, уцелела только рубашка, в которую Лариосик завернул собрание сочинений Чехова. «
Леонидик Константина Авдеева – такое точное попадание в образ. Он - именно то, что нам бывает порой дано, тот самый несчастливый случай. Когда просишь – и получаешь, а за это отнимается важное. Любовь, дружба, понимание, часть тела, наконец.
Из Леонидика позднего (Павел Новиков) магия нездешнего- несбывшегося уходит. Так видится. В этом спокойном благородном человеке есть сила, но нет места подвигу. Хотя именно он его как раз в этот момент и совершает.
Леонидик. Что я могу сказать… Мы тринадцать лет вместе, но я люблю тебя, как в первый день, Лика. Но так люблю, как умею я. Хотя дело, вероятно, не в этом. Просто я не оправдал твоих надежд. Ты столько вложила в меня, даже о себе забыла, и все-таки… все было напрасно.
Лика. Поверить в это… мне?
Леонидик. Я должен остаться один. Если не сегодня, то уже никогда. Не позволяй мне быть слабым, Лика.

Получается, предшественник Лариосик мельче и нелепее нашего любимого Леонидика, продолжаем наш маленький сравнительный анализ. Вообще не тот масштаб личности.

«Лариосик смущён, отнекивается, но всё же говорит:" Мы все снова вместе... И даже больше того: вот Елена Васильевна, она тоже пережила очень и очень много и заслуживает счастья, потому что она замечательная женщина«.
В диалогах 3 части пьесы я бы больше поверила Леонидику Константина Авдеева, молодому. Он просто должен оставаться нервным, худым, неплохо бы хромым (хотя уже есть другое увечье, куда еще ногу отнимать) поклонником алкоголя, в аполлинеровском смысле. Навсегда.
(а где-то там, в другой пьесе Елена называет Лариосика «страшным поэтом» и «трогательным человеком», просит почитать стихи, по-дружески целует его в лоб. А затем признается, что давно влюблена в одного человека, более того, у неё с ним роман; и Лариосик очень хорошо знает этого человека...)
Лика – Екатерина Карпушина тоже целует Леонидика – Павла Новикова – может и в лоб, но по-супружески.
О двойной Лике. Юной - Марии Матто, в платье- белом «мешке» (костюмы Геннадия Скороморохова), и взрослой – Екатерине Карпушиной, в черном платье «мешке». Обе – красивые, трогательные, жертвенные и умные. Это прямо-таки цельный тандем. Хрупкая нежная Лика 16 лет Марии Матто, санитарка, выносящая мертвых из ленинградских квартир, с сердцем в размер тела. И сдержанно-страстная, неловкая и величественная одновременно, Лика Екатерины Карпушиной, сохранившая в песке времени личное пламя, которое она достает, буквально, вручную, стремительно и неотвратимо, чтобы снова принести в дар.
В общем, спектакль огненный получился в театре Виктюка. Местами этот огонь притворяется льдом, но не угасает.
 
  Елена С.04.10.2023  
 Любовью-жалостью живет 30 лет Лика, героиня пьесы Алексея Арбузова «Мой бедный Марат» в спектакле, поставленном Александром Тарасовым в Театре Романа Виктюка, премьера которого состоялась 30 сентября – в День Веры, Надежды и Любви.
Внешне ее семейная жизнь с Леонидиком выглядит прекрасно – работает на любимой работе, продвигается по служебной лестнице, заботится о муже, который с войны вернулся инвалидом, разговаривает с ним в полушутливом тоне, но... в глазах застыла грусть и мыслями она в далеком 1942 году…
В ту зиму дом шестнадцатилетней девочки Лики разбомбили и она перебралась в пустующую квартиру в уцелевшей его части.
В один прекрасный и судьбоносный день вернулся хозяин квартиры – семнадцатилетний Марат и стали они вместе выживать в холодном, голодном, блокадном городе Ленинграде, растапливая квартиру остатками мебели.
А затем к ним забредает Леонидик, ровесник Марата, замёрзший и оголодавший.
Оба мальчишки влюбляются в Лику, она же отдала свое сердце Марату. Как оказалось - навсегда.
Марат и Леонидик уходят на фронт, первым возващается Леонидик – беспомощный, потерявший на войне руку, и постоянно твердит Лике, что без нее он пропадет.
А вот Марат, вскоре тоже вернувшийся, не может открыто сказать ей о своей любви. Видя любовь друга и жалея его, он уезжает. Лика выходит замуж за Леонидика.
Арбузов в своей пьесе отвел на их спокойную и размеренную семейную жизнь 13 лет, а вот режиссер Александр Тарасов, зацепившись за авторскую ремарку «Никогда не поздно, даже за день до смерти начать все сначала», решил свести их всех вместе лишь через 30 лет…
В спектакле юных Лику и Леонидика играют Мария Матто и Константин Авдеев,
зрелых – Екатерина Карпушина и Павел Новиков.
Таким образом, режиссер как бы подчеркивает, насколько за эти годы изменились эти персонажи. А вот исполнитель роли Марата - Никита Башков – прошел сквозь годы без изменений.
Леонидику потребовалось 30 лет, чтобы перестать быть эгоистом, думающим только о себе и он, видя невысказанную и не проходящую все эти годы боль в глазах любимой, разыскал и вызвал телеграммой Марата.
Свалившийся как снег на голову Марат (благо это случилось в новогоднюю ночь) честно сознается, что потеряв Лику, потерял все…
«Не бойся быть счастливым, мой бедный Марат, ты только не бойся!» - говорит ему Лика. А вот сможет ли он, проживший уже бОльшую часть своей жизни, последовать этому совету? Получится ли? Финал как пьесы, так и спектакля – открытый.
Мне понравился режиссерский ход показать жизнь арбузовских персонажей в далекие сороковые через воспоминания Лики, которыми она, собственно говоря, и живет все эти годы. Поэтому очень часто в спектакле Мария Матто начинает фразу, а Екатерина Карпушина ее тут же подхватывает.
Спектакль у Александра Тарасова вышел очень сложносочиненный, наполненный множеством символов.
Декорации и костюмы к нему создал Геннадий Скоморохов.
Перед зрителями - двухэтажная стенa разрушенного дoмa, плиты кoторого то висят, то двигаются в воздухе, то пaдaют... И три лестницы, уходящие в высоту.
Жизнь утекает от персонажей пьесы, как песок, которого становится на сцене все больше и больше…
Целевой аудиторией спектакля станут зрители, любящие Театр Романа Виктюка с его неизменной символикой и прекрасных артистов этого Дома Света, которые, как всегда, заряжают зрителей исходящей о них энергетикой.
Но и им я бы посоветовала ознакомиться с пьесой, которую советский драматург Алексей Арбузов считал своей лучшей, иначе нелинейное развитие действия потребует определенных усилий, чтобы понять, что же тут, собственно говоря, происходит.
Так что или читайте, или готовьтесь пройти театральный квест.
 
  Анастасия Субботина03.10.2023  
 В Театре Романа Виктюка состоялась премьера спектакля по пьесе Алексея Арбузова «Мой бедный Марат», режиссер постановки — Александр Тарасов. Первое, что мне хочется написать после просмотра, этот спектакль в стилистике того театра, который я полюбила за несколько лет.
В блокадном Ленинграде шестнадцатилетние Марат и Лика полюбили друг друга. Та же беда привела к ним Леонидика, мальчишку, который считает себя поэтом, и случается ещё одна влюблённость. Но война продолжается, оба парня отправляются воевать.
Проходит несколько лет, с фронта приходит Леонидик, потерявший руку. Но Лика продолжает ждать Марата, и он появляется, чтобы через короткое время уступить своё счастье товарищу. Спустя много лет он возвращается, вызванный телеграммой Леонидика...
Понравилась идея кастинга актёров — Лику и Леонидика играют пары актеров (Мария Матто/Екатерина Карпушина и Константин Авдеев/Павел Новиков), а Марата один (Никита Башков). Смысл заложенный тут режиссером красивый — первая любовь остается в наших глазах всё тем же образом, даже спустя годы.
Интересная идея с параллельным действием молодых и взрослых героев, до этого я такого не видела (только в книгах сталкивалась), и это было интересно следить за одними и теми же лицами в двух временах.
Александр Тарасов внес несколько правок в оригинальную пьесу, и главная, что последняя встреча героев происходит не 13 лет спустя, а целых 30 лет спустя. Так драма Лики (Екатерины Карпушина) показывается острее. И правда финал смотрится страшно.
 
написать отзыв


информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005