|
|
ФАУСТ
|
Ольга Сорокина | 27.09.2023 | |
Действие происходит у нас, в родной российской глубинке. А точнее, в родовом гнезде главного героя, где он не был почти 10 лет. Дом покосился, слуги постарели и т.д. Павел Александрович (он же Фауст) - актёр Олег Ребров - чтобы как-то развлечь себя, пишет другу письма, в которых описывает в подробностях своё житьё-бытьё. Собственно, с этих писем всё и начинается! Монологи главного героя великолепны! И это благодаря двум факторам: гениальности тургенева и безусловному таланту актёра. Так бы и слушала, и любовалась! Я люблю монологи, длинные, неспешные описания. И лично для меня через эти монологи погружение в тихую деревенскую жизнь, окружающую героя, получилось. Броди себе по саду. Читай и перечитывай книги из семейной библиотеки. Того же "Фауста" Гёте, которого герой в юности знал наизусть. Но долго оставаться тихой эта самая жизнь не смогла. Герой начинает захаживать к соседям. Особенно после того, как выясняется, что хозяйка - его давняя любовь Вера Николаевна (она же Маргарита) - актриса Юлия Соломатина - которая не смотря на то, что давно замужем за Приимковым - актёр Кирилл Кусков - всё "та же, та же" Причём Вера Николаевна не только по-прежнему хороша собой, но и по-прежнему находится под психологическим гнётом деспотичной матери, хоть та и давно умерла. Образ матери - актриса Татьяна Рогозина - не оставляет героиню, взирает на неё с портретов и прочно сидит у Веры Николаевны в голове. И ей самой по-прежнему важно материнское одобрение любых дел, поступков и даже мыслей. Создатели спектакля нашли очень эффектное решение, как показать призрак матери, являющийся героине. Но внезапно появившийся на горизонте Павел Александрович всё таки проникает сквозь цепкие материнские оковы. Ему даже удаётся заинтересовать Веру Николаевну "Фаустом", хотя раньше она в угоду матери книг не читала. И казалось бы вот она новая счастливая и свободная жизнь, другие горизонты, прогулки, катания на лодке, но нет. Кстати, о лодке. Очень понравился приём, с помощью которого актёры изображают сильную качку. В спектакле вообще много пластики. Пластики разной, плавной и стремительной, тихой и буйной. Она органично вплетена в спектакль и глубже раскрывает внутренние переживания героев. Оформление сцены с минимальным количеством деталей, игры света и тени тоже нацелены на то, чтоб максимально подчеркнуть, что помимо внешнего во всём существует тайный внутренний мир. Раскачивание маятника, движение колеса - лично для меня яркий намёк не только на цикличность, но и зацикленность, некую ограниченность движения с неизбежным возвратом к прежнему положению. Дальше больше. Павел Александрович и Вера Николаевна настолько зачитываются гётевским "Фаустом", что его герои как бы сливаются с читающими. И вот Павел Алексеевич уже никто иной, как Фауст, а Вера Николаевна - Маргарита. А ещё где-то рядом непременно Мефистофель - актёр Евгений Матвеев - от которого не ускользнёт ни одна мелочь. Вы помните Маргариту? Ту, бывшую возлюбленную Фауста, не вынесшую удара судьбы и убившую своё дитя. Да, Вера Николаевна вдруг остановится очень похожа на Маргариту. Те же порывистые решения и поступки. Та же страсть. Эта параллель с гётевской Маргаритой очень ярко высвечивает "внутренний ад" нашей бедной Веры Николаевны. Все её метания, переживания, страдания и страхи. Я наблюдала за изменениями, происходящими в героине, и гадала, хватит ли ей сил, стойкости, смелости, наконец, почувствовать себя действительно свободной и ответственной за собственную жизнь. И очень хотелось, чтоб хватило. Вера Николаевна здесь чудо, как хороша. А ещё хотелось, чтоб героиня обрела любовь. Бесконечную, бескорыстную. Живительную. И любовь к себе тоже. И тут случилось неожиданное. Спектакль вдруг вышел за рамки ещё дальше. Образ Веры Николаевны обрёл черты некоторых моих реальных знакомых. И образ гувернантки - актриса Анастасия Мишина - со всей его противоречивостью тоже оказался узнаваем. Ну, вы поняли. Спектакль не только порадовал красотой, но и задел таки за живое. Сходите. | ||
|