|
|
МАРИЯ СТЮАРТ
|
Анжелика Лукина | 26.03.2024 | |
Неожиданный спектакль для ТЮЗа. Но почерк режиссёра-постановщика (а с декабря и главного режиссёра МТЮЗа Петра Шерешевского) узнаваем. Камеры, киношность, акцент на детали, прошлое через современное или наоборот: современное через прошлое, это кто как видит, кто как чувствует - и в этом есть положительный момент режиссёрской задумки. Камеры на сцене лично мне не мешали. Похоже, артистам - тоже, отсюда неожиданно гармонично сложился мезальянс Театра и Кино. Спектакль построен по мотивам текста Шиллера в переводе Пастернака. Но герои говорят своими словами, передавая смыслы современными метафорами, намёками, полувзглядами и даже молчанием. И только там, где нож острее вонзиться должен до кости, звучит оригинал. В общем, если вы не готовы к экспериментальному прочтению и подаче классического материала, то лучше не ходить. А такие были. | ||
Любовь | 02.11.2023 | |
Это первый спектакль Петра Шерешевского, который я посмотрела. Пока не поняла, мой ли это режиссёр. Но зацепило. И хочется увидеть теперь, что еще он поставил. Все ли так провокационно? «Мария Сюарт» отнюдь не классическая постановка, поэтому нужно быть готовым на эксперимент. В противном случае лучше отказаться от просмотра. Герои Шиллера здесь ходят в современных костюмах, поют песни «Modern Talking» и другой попсы 80-90-х. Текст в переводе Бориса Пастернака сохранен, но от души приправрен современными разговорами типа «саечка за испуг» и «нужно брить ноги, ты же девочка». Как вам такой Шиллер? Хотя перенос героев в современность – трюк совсем не новый, его сейчас часто используют режиссеры, так же как и экраны создающие эффект реалти шоу. Но здесь как-то все в тему и к месту. Возможно больше всего благодаря натуралистичной игре актеров. Мерзкая не только похотливость Елизаветы и Лестера, а даже просто видеть, как они едят, вызывало не просто брезгливость, а буквально тошноту. И это еще более усиливалось в увеличенном виде на экране. Вообще актерский состав подобран великолепно. Филигранное попадание в роли. Игорь Балалаев (граф Лестер) - просто знатный злодей. Но как он поет! Балалаев вместе с Викторией Верберг (Елизавета) передал всю мерзкую личину власти. Верберг создала совершенно неприятный образ самодурной и жестокой английской королевы, погрязшей в распутстве. И это в противовес Марии Стюарт (София Сливина), показанной невинно пострадавшей в борьбе за справедливость. Исторической правде это, мягко говоря, не совсем соответствует, и не всё так прямолинейно, но сошлемся на возможность художественного вымысла. Великолепной игры актеров это не умаляет. Виктория Верберг даже стала номинантом премии «Золотая Маска» 2023 г. за лучшую женскую роль, а Сергей Погосян за лучшую мужскую роль второго плана. Его барон Берли, соперничающий с Лестером за власть, искусно плетет интриги, сохраняя на лице полную невозмутимость. И совершенно непредсказуемый финал песней "Мы желаем счастья вам». Ну, что сказать? Мне понравилось. Это было необычно, на грани вульгарности, но оочень интересно. Спектакль не для всех. Но, с другой стороны, разве есть спектакли, которые нравятся всем? | ||
Светлана В. | 12.04.2023 | |
В программке к спектаклю указана пьеса Шиллера в переводе Пастернака и герои действительно порой говорят словами, написанными более 200 лет назад. Но та история и герои лишь отправная точка для того, что видят зрители на сцене МТЮЗа. Здесь всё не так. Костюмы, интерьеры, музыка и сценография — всё это наше, актуальное, знакомое до жути. И Мария заключена не в замке с кормилицей, а в камере где едва помещается кровать и раковина. А происходящее в камере транслируется на большом экране. Экран с трансляцией крупных планов - это вторая фишка спектакля. На сцене всё время присутствуют 2 оператора. И зритель даже с последнего ряда видит происходящее крупно и зримо, как если бы он был в первых рядах. Третья фишка — максимальная натуральность и неприкрытая телесность всего происходящего. Герои чистят зубы, едят, обнажаются, моются... А с учетом камер это происходит всё предельно наглядно и без прикрас. Будь ты граф или королева, сегодня ты прежде всего человек живущий в предлагаемых обстоятельствах. А королевской на сцене осталась только кровать, да и та вполне современная, готовая вписаться даже в интерьер обычной квартиры. Когда же все маски сброшены, какой-либо исторический антураж отсутствует, на первый план выходят отношения между Елизаветой (В. Верберг), как воплощения высшей власти, и Марии (С.Сливина) — её жертвы. Стареющей королевы и её молодой обольстительной соперницы. Весь спектакль по сути их поединок, где они сражаются при помощи своих слов и дел, или деяний своих друзей и недругов. Где-то между исполнение музыкальных номеров — ярко, громко и зажигательно смешно! В итоге история убийства превращается то ли в дискотеку, то ли в фарс. Если готовы увидеть такой эксперимент на основе классического текста, но с максимальным уходом от всех внешних атрибутов классического театра, то добро пожаловать на этот спектакль. Лично мне было интересно и вполне комфортно. Судя по искренней реакции окружающих — большинству зрителей тоже. И послевкусие в виде вороха мыслей после увиденного — правильное, будоражащее и не отпускающее. | ||
Елена | 01.02.2023 | |
Я не большой знаток репертуара МТЮЗа, конечно, но определенный образ театра, так скажем, у меня все же сложился. Так вот, спектакль "Мария Стюарт" достоин характеристики "Жизнь меня к этому не готовила!" (с), ибо подобной постановки я менее всего ожидала от этого театра :) Режиссер Пётр Шерешевский решительно осовременил классику, причем получился этакий Богомолов-стайл, правда, в формате "лайт" и, на мой взгляд, более зрителеориентированный :) Хотя в первый момент, конечно, был легкий шок: на сцене практически дискотека, «Modern Talking», светомузыка... да и костюмы никак на времена Стюарт не похожи, мягко говоря. Скажу честно - первые минут 15 мы с подругой сидели в некотором, эээ... изумлении. Однако, к моему удивлению, все же удалось погрузиться в происходящее, и даже получить удовольствие от просмотра. Все дело в том, что при своей некоторой эпатажности, эта версия "Марии Стюарт" имеет связный, легко понятный сюжет (даже когда знаешь историю и литературный первоисточник, то винегрет на сцене все равно может ввести в заблуждение. Так вот тут как раз все хорошо с восприятием происходящего), потрясающую актерскую игру, продуманные, глубокие характеры героев, ну и легкая безуминка, приправленная знакомыми с юности мелодиями и песнями :) Хотя вот по последним у меня лично есть вопрос - а точно все поющие там реально поющие артисты? :) Или звук не очень удачно выставлен, или одно из двух... Фишка спектакля - в сценографии и использовании пространства. Последнее поделено на несколько локаций, как (предполагаю) на съемочной площадке, причем часть их зрители в принципе увидеть не могут. Зато по сцене ходят люди с камерами, снимают, и все транслируют на огромный экран... одновременно мешая видеть то, что можно было бы смотреть непосредственно на сцене. В общем, вынуждают смотреть "видеозапись". Поначалу это тоже слегка напрягало, если честно. Для меня кино - это кино, а театр - театр. Спектакли в записи не люблю и воспринимаю с трудом... Однако здесь как-то все сложилось, и возможность видеть все мелочи: взгляд, мимика... Это все же бесценно. И если обычно я ради этого стараюсь покупать билеты в первые ряды, то тут как раз можно сидеть где угодно - и видеть все-все. И это все же хорошо :) Для нас играли Елизавета, королева Английская - Виктория Верберг Мария Стюарт, королева Шотландская, её пленница - София Сливина Граф Лестер - Игорь Балалаев Барон Берли - Сергей Погосян Паулет, начальник тюрьмы - Александр Тараньжин Мортимер, его племянник - Илья Шляга Девисон - Леонид Кондрашов Обепин, французский посол - Сергей Волков Операторы - Сергей Волков, Леонид Кондрашов Пара Елизавета и граф Лестер - шикарная! Особенно граф - какой же он слабый, беспринципный и... очаровательный все равно :) Ну слов же нет, как хорош, а уж поет как! Не удивительно, что ему удается обыграть в политической игре барона Берли, у которого свои цели и резоны... Вообще политика - такое дело, неприятное, и вот в этой истории сие становится ясно любому как божий день. Особенно страшно (если подумать), как легко, ни за что жертвами политических игр "маленькие люди". Ну ладно Мортимер - он хоть имел намерение помочь Марии. Но бедный Девисон, у которого не было шанса сделать правильный ход вообще?! А Мария Стюарт, томящаяся в заключении, преданная бывшим любовником, заточенная в темницу Елизаветой, здесь не столько главная героиня, сколько "центр композиции". Именно она причина всего, что происходит на сцене, но сама она, по понятным причинам, не слишком активна. Тем сложнее, мне кажется, играть такую героиню - степеней свободы мало, выразить нужно много - и это виртуозно удается Софии Сливиной. Этой Марии сочувствуешь, наблюдая как она переживает всю гамму чувств, от уверенности в благополучном исходе до отчаяния - и это, наверное, главное. В общем, через несколько дней после просмотра я окончательно определилась - мне спектакль понравился! Могу рекомендовать - только не ждите костюмный исторический спектакль :) | ||
Мария | 19.12.2022 | |
Спектакль "Мария Стюарт" у меня вызвал очень неоднозначные впечатления. Не скрою, что был порыв уйти после первого акта, но я всё же решила досмотреть. Одноимённая пьеса Шиллера про противостояние двух королев, французской и английской, переносится в современные реалии. Главные герои перемещаются по сцене в современных костюмах, со сцены слышен современный сленг, герои умело пользуются интернетом и сотовой связью, со сцены звучат композиции "Modern Talking" и "Ledd Zappelin" К слову, некоторые песни исполняют сами актёры. Если вы рассчитываете, увидеть классическую постановку, то, вероятно, будете несколько разочарованы. Но если же вы открыты новому, то вам с большой вероятностью постановка понравится. Мне понравилась смелость режиссёра Петра Шершевского предоставить на суд зрителя своё нестандартное видение. Это было смело и необычно. Не могу не отметить прекрасную актёрскую игру Виктории Верберг, сыгравшую Королеву Английскую, и Софии Сливиной в роли Марии Стюарт. Обе актрисы справились прекрасно. Не зря обе стали номинантками премии "Золотая маска" за лучшую женскую роль. Декорации очень разнообразны и незаметно сменяют друг друга. Из спальни Королевы Английской зритель переносится в камеру Марии Стюарт. Происходит это за счёт умелого разделения сцены и мастерского освещения. Кстати, сам спектакль транслируется на большом экране, что для меня с моим не самым хорошим зрением, было плюсом. Мой вердикт - спектакль смелый, необычный, современный. Посмотреть его было, как минимум, интересно. О многом заставляет задуматься, так как темы поднимает неоднозначные и интересные: тему честности и верности своему слову, тему любви и предательства, тему власти и покорности. Его стоит посмотреть | ||
Elizaveta Efremova | 06.11.2022 | |
Иногда случаются спектакли, когда в начале весь организм протестует против того, что видишь на сцене, но очень быстро восприятие поворачивается практически на 180 градусов и по окончании аплодируешь и кричишь "браво!". Именно такой спектакль я недавно увидела на сцене Московского Театра Юного Зрителя, это была "Мария Стюарт" Шиллера в постановке Петра Шерешевского. Это первый спектакль Шерешевского, который мне удалось увидеть, а ведь в этом году на Маску выдвинули аж три его работы, так что теперь срочно придется посмотреть хотя бы московские постановки. Спектакль начинается с места в карьер: кислотные краски, оглушающая музыка, громадный экран на сцене. Все это обрушивается со страшной силой на головы зрителей. Так и хочется закричать: "Постойте, а при чем тут Шиллер!". Но магия театра постепенно начинает действовать, зрители как бы врастают в спектакль и принимают его концепцию. Да, это не совсем Шиллер в переводе Пастернака: текст обильно усыпан современными словечками и оборотами речи, но и это минут через десять уже воспринимается абсолютно естественно и даже начинает казаться необходимым. Громадные экраны, возмущавшие в начале, приближают актеров до такой степени, что становятся видны малейшие движения бровей и изгиб губ. Это как огромный бинокль, но этот бинокль гораздо удобнее обычного: глаз естественно переключается с общих планов на крупные и наоборот. Даже с самых первых рядов невозможно так увидеть тончайшую мимику актеров, а видеть ее поистине наслаждение. Актеры в МТЮЗе прекрасные! Не зря, ой не зря сам спектакль и четырех участвующих в нем актеров выдвинули на Золотую маску. Жаль, режиссеров в этом году не номинировали, но это уже политика. Такой неожиданной Елизаветы, королевы Английской (Виктория Верберг) я еще не видела. Эта Елизавета не просто женщина с уязвленным самолюбием, это адский кукольник-манипулятор, с наслаждением издевающийся над всеми окружающими ее людьми. Великолепна София Сливина - Мария Стюарт, королева Шотландская. Вот где экран на сцене работает на все сто процентов: сквозь маску сдержанности прорывается надежда, отчаяние, ненависть. Тончайшее, ювелирное актерское мастерство. И исполнители всех мужских ролей на высоте, не зря двоих номинировали на Маску, а надо бы всех. Актеры просто искрятся, наслаждаясь своими ролями. Игорь Балалаев -Граф Лестер и Сергей Погосян - Барон Берли, оба хитромордые царедворцы, заботящиеся лишь о своем благополучии. Александр Тараньжин - Паулет, начальник тюрьмы, казалось бы честный человек, но и он сливается, когда это становится выгодно. Илья Шляга - Мортимер, вот в чьи глаза на крупном плане надо всматриваться и всматриваться. Это тот случай, когда глаза говорят больше слов. Звук, свет, цвет, столь раздражающие в начале, все работает на основную идею спектакля: политика - грязное дело и доверять политикам нельзя. А если кто еще не постиг эту мысль в полной мере, должен увидеть "Марию Стюарт" в Московском Театре Юного Зрителя и тогда последние его иллюзии будут рассеяны. | ||
Инесса | 11.07.2022 | |
Одной из последних громких премьер уходящего сезона стала «Мария Стюарт» в МТЮЗе – спектакль Петра Шерешевского. Для меня это стало вторым знакомством с режиссером: весной я смотрела в рамках «Золотой маски» «Тайм-аут» новосибирского театра «Красный факел». В целом, у этих постановок действительно есть общая стилистика: натурализм, реализм до мельчайших деталей – герои даже жарят яичницу по-настоящему! И часть действия, обязательно в трансляции на больших экранах, как съемка скрытой камерой – наилучший прием, чтобы транслировать особенности мимики актеров даже «на дальние ряды» и показывать несколько сценарных планов одновременно. Идея, однако, не нова – онлайн-театр «в моменте» стойко ассоциируются у меня со спектаклями Богомолова. «Мария Стюарт» - одна из моих любимых исторических пьес: это трагедия противостояния двух королев – Елизаветы I и Марии Стюарт. Предыстория: шотландскую королеву Марию Стюарт из-за подозрения в причастности к убийству своего супруга изгоняют из страны, и она бежит в Англию, чтобы найти себе защиту у английской королевы Елизаветы. Та, однако, должна беспокоиться о собственной короне, поскольку Мария Стюарт сама претендует на неё, будучи правнучкой королю Генриху VII. Поэтому, по законам тогдашней церкви являющаяся незаконнорожденной, королева Елизавета велит арестовать её и заключить под стражу. Мария проводит в заточении много лет. Уже привычная зрителю практика переноса действия в наше время: Мария сидит в одиночной камере тюрьмы под надзором двух охранников. Ее лицо транслируется на большой экран практически весь спектакль. София Сливина, на первый взгляд, совсем не похожа на королеву. С другой стороны, кажется совершенно логичным, что в тюрьме она одета в серую арестантсткую одежду и не имеет макияжа. Тем не менее, в ней до последнего сохраняется гордость и надежда на избавление с помощью союзников. А смотреть в лицо своим заклятым врагам и достойно пойти на казнь – сможет не каждая женщина. Гораздо более яркий образ у Елизаветы – Виктории Верберг. Если честно, я прекрасно понимаю ее мотивацию, но мне ее образ показался на редкость отталкивающим: немолодая, развязная, грубая женщина, для которой все окружающие ее люди – всего лишь марионетки. Грубое поведение с любовниками, пренебрежение слугами и издевательства над Марией. Особенно неприятно зацепили три момента: показная жалость, почему «ты же девочка» в тюрьме не бреет подмышки, соблазнение юного Мортимера и сваливание ответственности за формально так и не отданный приказ о казни Марии на слуг. Тем не менее, чтобы сыграть такую отвращающую от себя героиню, нужен огромный актерский талант, и с этим Виктория справилась на все сто. Достойнейший противник королевы в ее интригах – граф Лестер (Игорь Балалаев). Бывший жених Марии и нынешний любовник Елизаветы, он старается «усидеть на двух стульях» всеми силами. Словно флюгер, он мечется от попыток спасти от казни Марию, инициировав их встречу с Елизаветой, до перекладывания вины на Мортимера, когда их общий план проваливается и дальнейших угодливых заискиваний перед Елизаветой. Впрочем, нет никакого сомнения, что при более выгодных условиях, он бросит и ее. Интересно, что Игорь Балалаев отыгрывает похожую ситуацию в мюзикле «Граф Орлов»: из-за неверного выбора между преданностью Екатерине II и любовью к княжне Таракановой, вторая погибает в темнице. Но сколь силен контраст между драмой Орлова и приспособленчеством Лестера! Кстати, в «Марии Стюарт» пригодился и вокальный талант Игоря – у него будет не одна возможность спеть ?? И вообще, очень небанальное амплуа для этого артиста – один банный халат и сцены в начале чего стоят. Очень неприятный барон Берли (Сергей Погосян), который занимается расследованием дела Марии, а по факту – фальсифицирует письма и улики, чтобы обвинить ее в государственной измене. Самая раздражающая деталь в нем – привычка брызгать поверхности дезинфицирующим спреем каждые несколько минут. Жаль, пожалуй, только юного Мортимера (Илья Шляга), племянника начальника тюрьмы. Совсем молодой, романтически влюбленный в плененную Марию, он пытается ее освободить. Однако, моментально закруживший его водоворот интриг не оставил ему шансов в борьбе со столь опытными противниками, как Елизавета и предавший его Лестер. Не стоит ждать от «Марии Стюарт» классической трагедии Шиллера: мы наблюдаем современные реалии, иные акценты и, конечно, измененную сценографию. Есть и «песенные вставки» современной популярной музыки: «Led Zeppelin», «Modern Talking», и другие: артисты поют в микрофоны и играют на цифровом фортепиано. На сцене находится большая кровать, во время действия герои чистят зубы, отправляются в душ, курят, едят помидоры из банки, Мортимер и Лестер раздеваются до трусов, а сцена встречи Елизаветы и Марии разыгрывается в ванной комнате. Некоторые зрители, я видела, уходили в антракте. Но, если представить, что все происходящее – сродни реалити-шоу или съемке «скрытой камерой», можно испытать очень сильные эмоции. | ||
Елена | 30.06.2022 | |
Премьера «Марии Стюарт» в МТЮЗе не оставила равнодушным никого из зрителей. При этом диапазон отзывов о спектакле необычайно широк – от полного неприятия до дикого восторга. Сразу оговорюсь – я где-то посередине и то лишь потому, что шла на него «подготовленная», в противном случае моя оценка была бы непредсказуемая. Единственное, в чем все были единогласны, так это в подборе режиссером Петром Шерешевским, спектакли которого неоднократно номинировались на премию «Золотая Маска», великолепного актерского ансамбля: Елизавета, королева Английская - Заслуженная артистка РФ Виктория Верберг Мария Стюарт, королева Шотландская, её пленница - София Сливина Граф Лестер - Игорь Балалаев Барон Берли - Сергей Погосян Паулет, начальник тюрьмы - Александр Тараньжин Мортимер, его племянник - Илья Шляга Девисон - Леонид Кондрашов Обепин, французский посол - Сергей Волков Операторы - Сергей Волков, Леонид Кондрашов Спектакль поставлен по одноименной исторической драме Фридриха Шиллера о последних трёх днях жизни Марии Стюарт, шотландской королевы, ставшей на долгие 19 лет пленницей английской королевы Елизаветы I. Так как его действие начинается с пост-фактум – мы видим Марию в тюремной камере, поясню, что «обвинённая в убийстве мужа в 1568 году Стюарт бежала из Шотландии в Англию, ища спасения при дворе Елизаветы. Та, опасаясь претензий гостьи на собственную корону, отправила её в Шеффилдский замок, который стал для Мария Стюарт настоящей тюрьмой». Пётр Шерешевский: «Для меня эта история о том, как убить и при этом остаться чистым, благородным. То есть хочется и убить, и остаться благородным. И вот про эти игры двойных стандартов наша история». И подзаголовок своему «детищу» он дал соответствующий – «История одного убийства». Вся левую часть сценического пространства отдана покоям Елизаветы – на переднем плане – огромная кровать, в глубине - ванная комната. Камера Марии расположена в глубине правой части сцены. Посередине – длинный стол, закрывающий полностью от зрителей, сидящих слева, обзор правой части сцены и наоборот. Но это не страшно, потому что жанр, в котором работает Шерешевский, называет онлайн-театр. Много лет он использует в своих постановках мультимедийные возможности. И смотреть вам придется, в основном, на экран (одну часть сцен он просто укрупняет, а другую зрители могут увидеть и вовсе лишь на нем). Так вот, если абстрагироваться от сюжета, перенесенного Шерешевским в наши дни, смириться с тем, что образы королев, созданные им и Шиллером, диаметрально противоположны, и быть готовым к онлайн просмотру, то от спектакля можно получить очень даже большое удовольствие! Несмотря на имя только одной героини в заглавии, пьеса Шиллера известна центральными бенефисными ролями для двух актрис. У Шерешевского «балом правит» лишь Елизавета. Актёрская работа Виктории Верберг высочайшего уровня; мы и ненавидим эту женщину, и понимаем её мотивацию. Королева показана ею (разумеется, воплощая режиссерский замысел) наглой, похотливой, вульгарной и упоенной властью над душами и телами своих клевретов. Шотланская королева «по Шерешевскому» практически лишена женственности – перед нами не созданный Шиллером романтический образ, а суровая, неухоженная тетка в спортивном костюме. При этом Софии Сливиной прекрасно удалость воплотить внутреннюю свободу и несгибаемость Марии Стюарт, за которые она и поплатилась жизнью… Как я уже говорила, все актеры здесь хороши! Поэтому позволю себе лишь пару слов об Игоре Балалаеве, создавшем очень убедительный образ фаворита Елизаветы. Он и притягателен, и страшен, и жалок, и обворожителен… Просто глаз не оторвать! А как удачно пригодился здесь его талант актера мюзикла! Браво!!! Да, да, постановка очень музыкальная. В этом спектакле артисты много поют и танцуют. Режиссер признает, что история получилась издевательская, поэтому тут много китча. Вместе с Петром Шерешевским над спектаклем работают художник Надежда Лопардина, композитор Ник (Ванечка) Тихонов и художник по свету Алексей Попов. Им удалось создать яркую, страстную и запоминающуюся современную интерпретацию истории о заточении и смерти шотландской королевы. | ||
|