|
|
ГРОЗА. АПОКРИФ
|
Елена С. | 28.09.2024 | |
Не знаю, плохо это или хорошо, но и маститые, и совсем еще неопытные режиссеры продолжают выносить на зрительский суд свое видение произведений классиков отечественной литературы. Вот и тогдашний студент 5-го курса ГИТИСа (а сейчас уже уверенно заявивший о себе молодой режиссер) Евгений Закиров представил нам знакомую буквально дословно со школьных времен пьесу А.Н. Островского «Гроза», добавив в название своего спектакля еще и «Апокриф». Апокрифами, как подсказала мне World Wide Web «называют литературные произведения, рассказывающие о событиях Священной истории, но не признанные Церковью каноническими». Сам режиссер под словом Апокриф имел в виду «неканоническое прочтение канонического текста, непривычную трактовку или трактовку, отличающуюся от общепризнаннои?». Да уж, постановку, которая начинается с речи Савела Прокофьевича Дикого (Федор Леонов) перед горожанами на празднике, посвященном Дню города, где про детство Катерины (ну, вы помните – «луча света в темном царстве») рассказывает Варвара Кабанова, сестра ее мужа (она же поведает нам и о том, что любимым вопросом Катерины является «Почему люди не летают так, как птицы?»), в которой все персонажи усажены режиссером за парты, где Кабаниха тихонько покуривает в сторонке, пьет вино вместе с нелюбимой невесткой и флиртует вовсю, то ли наяву, то ли во сне, с соседом (Савелом Прокофьевичем Диким), и, наконец, которая заканчивается лекцией актрисы, исполняющей роль Катерины, о драме Островского, произносимой ею у школьной доски и сопровождаемой графическими рисунками (изображает на доске схему падения своей героини с обрыва в Волгу), канонической ну уж никак не назовешь! Но смотреть спектакль, определенный самим режиссером как «мятеж по пьесе А. Островского», было весьма любопытно. Буквально через день я видела здесь же другую работу еще одного молодого режиссера, у которого героиня говорит о себе, что у нее уровень тревожности – «12 из 12 возможных». Так вот –такой же я увидела здесь и Катерину (Александра Лахтюхова), которая металась весь спектакль по всему огромному сценическому пространству зала «Манеж», которое режиссер использовал в своей постановке по полной программе, активно задействовав и балконы, и даже зону, расположенную за зрительными рядами (ох, и трудно же было постоянно крутить головой!) Мне понравился в этом спектакле Тихон Кабанов (Андрей Харенко), добродушный такой увалень (и что Катерине с ним спокойно не жилось?) Саму Кабаниху (роскошная Регина Чадова) Евгений Закиров показал как злую мачеху, готовую со света сжить свою «падчерицу», а ее родную дочь Варвару (Алина Чернобровкина) и вовсе превратил в эдакую искусительницу, наградив, для верности, змеиной пластикой. Возлюбленный Катерины - Борис Дикой (Алексей Славкин) получился в этом спектакле ну очень уж романтично-инфантильным. Но именно такими увидел молодой режиссер хрестоматийные образы. Самая сильная сцена в спектакле, не оставившая равнодушным никого из зрителей, это сумасшедший танцевальный вихрь, в котором после свидания Катерины с Борисом все закружились (саунд-дизайн Дмитрий Чадов, пластика – Сергей Тонышев, художник по свету – Тарас Михалевский). Браво!!! В целом же, именно музыки мне в спектакле и не хватило… | ||
Elizaveta Efremova | 27.05.2024 | |
Люблю смотреть работы юных режиссеров, которые рвутся в бой, у которых глаз горит. Они не хотят нам ничего доказывать и подтверждать, они хотят самовыражаться наплевав на устои. Недавно посмотрела "Сказки Щедрина" на Чердаке Сатиры в постановке Евгения Закирова, была впечатлена и решила еще что-нибудь из его работ посмотреть. Начала с более раннего спектакля "Гроза. Апокриф" в Школе Драматического Искусства. Евгений Закиров поставил его два года назад, когда еще был студентом 5 курса ГИТИСа. Если сравнивать, то "Сказки" гораздо профессиональнее, зато "Гроза" абсолютно бунтарская. Не зря у нее в афише стоит подзаголовок "Мятеж по пьесе А. Островского". Вот уж действительно на сцене мы увидели мятеж, восстание, бунт - не бессмысленный, но беспощадный. Это мятеж подростков против мира взрослых, против надоевших регламентов, правил и привычек. И обратите внимание на второе слово в названии: "Апокриф" - неканоническое прочтение канонического текста. Так что не надо вести на этот спектакль школьников для ознакомления с пьесой Островского - это спектакль для тех, у кого "Гроза" навязла в зубах, набила оскомину и уже вызывает скуку. На спектакле "Гроза. Апокриф" вы точно не заскучаете. Здесь все буквально: раз "темное царство" - так тьма на сцене, раз "луч света" - так нате, получите ваш луч. Все без исключения актеры играют яростно, наотмашь. Логика событий не всегда присутствует, да кому нужна эта логика. Мятеж с логикой не товарищи, на сцене природную грозу замещает гроза эмоциональная. Спектаклю тесно на сцене, он выплескивается в зал, взбирается на балконы и на люстре не качается лишь потому, что нет люстры. Световая партитура Тараса Михалевского выигрышно подчеркивает лаконичную и выразительную сценографию Марии Бутусовой, звуковое оформление Дмитрия Чадова добавляет драйва. И тень Александра Николаевича благословляет сей шабаш. | ||
Марина | 26.06.2022 | |
Эта "Гроза" придумана вопреки устоявшимся штампам. Хотя режиссерская мысль не всегда ясна. Но образы получились непривычные, и это было интересно. Понравилась Кабаниха (Регина Хакимова), она здесь моложавая и внешне привлекательная, Катерину гнобит, как и положено по Островскому, хотя и смягчается порой, да и сыну ласковую песенку спела. Тихон здесь простоватый и добрый малый, покладистый и неконфликтный, разве что "своего ума нет". Артист Андрей Харенко сумел перевоплотиться, хотя в кульминационной сцене прорывается его темперамент и громкий голос. Мрачная фигура Катерины (Александра Лахтюкова) резко контрастирует с "порхающей" по сцене легкомысленной интриганкой Варварой. Героев много, и даже сам Островский (похожий на охранника в черной спецовке с надписью "Александр Николаевич") неожиданно появляется на сцене. Некоторые героини переигрывают. Финальная сцена весьма неожиданная, хотя лично мне показалась не очень логичной. | ||
|