|
|
МАМА
|
Елена | 28.03.2022 | |
С известным французским драматургом и романистом Флорианом Зеллером я практически не знакома, однако, две части его все более модной трилогии «Мама» - «Папа» - «Сын», до похода на спектакль «Мама» уже посмотрела. Это потрясающий спектакль Юрия Бутусова «Сын» в РАМТе и весьма необычный фильм «Отец» с Энтони Хопкинсом, поставленный самим драматургом. Так что представление о том, что главным действующим лицам его произведений присуще расстройство сознания, имела. Молодой режиссер Павел Пархоменко, лишь в 2014 году окончивший режиссерский факультет на курсе О.Л. Кудряшова в РАТИ-ГИТИСе, впервые в Москве замахнулся на первую часть непростой трилогии Флориана Зеллера. Премьера состоялась в ноябре прошлого года. Идет спектакль на сцене «Под крышей» в Театре Моссовета. Ответственность Павел Пархоменко взял на себя немалую! Мало того, что ему достался очень сложный драматургический материал, так еще и камерная сцена, где все действие разворачивается перед зрителями словно через увеличительное стекло. На мой взгляд, он справился! И, как трубят в один голос все критики, прежде всего, благодаря уникальной актрисе, сыгравшей в этом спектакле главную роль, Анастасии Светловой, ради которой я, признаюсь честно, я и хотела увидеть этот спектакль. «Главная героиня, тяжело переживающая первые признаки старения, пытается разобраться со своей жизнью, понять, кто она, зачем и почему перед ней руины и холод тотального одиночества. Единственное, что ее греет, ставшая для героини «идеей фикс» любовь к сыну, который появляется то ли в реальности, то ли в ее сознании и лишь совсем ненадолго» - так характеризует образ Анны режиссер Павел Пархоменко. Что вкладывал в нее сам автор, мне неведомо. Я же увидела на сцене женщину, одержимую маниакальной идеей – вернуть взрослого, уже живущего самостоятельной жизнью, сына, и, своим эгоизмом и нежеланием считаться с близкими, отравляющую жизнь всей семьи. Временами начинаешь ее просто тихо ненавидеть… История Анны разворачивается перед зрителем в каком-то тусклом, почти черном, мире, придуманном художником-постановщиком спектакля - Юлианой Лайковой. Пространство сцены почти пустое – обозначены окно, дверь, несколько предметов убогого домашнего интерьера квартиры, где и разворачивается основное действие пьесы и полулежат шаткие конструкции в углу сцены. Спектакль состоит из четырех действий - «Боль. Сын. Молодость. Освобождение», которые объявляет Черный человек (Владимир Прокошин), с выбеленным, как у клоуна, лицом. Одну от другой каждую часть спектакля отделяет также и почти непрозрачная дымовая завеса. Кроме Анны, которая практически все полтора часа не уходит со сцены, на ней появляются Отец (Дмитрий Журавлев), тот самый обожаемый Сын (Олег Отс) и его Девушка (Юлия Бурова), но их роли на сцене, в отличие от ролей в жизни главной героини, весьма незначительны. При этом все они составили прекрасно слаженный актерский ансамбль. «Балом правит», конечно же, Анастасия Светлова, которая, чем только не удивляет зрителя, выполняя волю режиссера! Будто с кастаньетами танцует с коробочками от монпансье, ловко вымешивает тесто, прыгает со стола на пианино, садится на руки зрителю в первом ряду, припевает, подтанцовывает… Актриса молниеносно переходит от одного настроения в другое, демонстрируя и холодный цинизм, и тихую печаль, и истерику, и откровенную клоунаду. Яркая и самобытная Светлова просто «купается» в этой наисложнейшей роли, играя каждую мизансцену как законченный спектакль. БОльшая часть действия разворачивается в болезненном сознании героини, как в театре абсурда. Понять, что это лишь ее фантазии, помогает свет – сцены, которые разыгрываются в воображении Анны, режиссером показаны под ярко-желтым светом, который тускнеет при возвращении ее в реальность. Эмоциональный накал спектакля зашкаливает. Удивительно, как актриса может играть на таком нерве? Помню, что когда-то я задавала себе этот вопрос после спектакля Андрея Гончарова «Трамвай «Желание», относительно Светланой Немоляевой, игравшей в нем Бланш. Спектакль Павла Пархоменко заставляет о многом задуматься, посмотреть на свое поведение в семье со стороны и, может быть, после него кто-то захочет изменить свое отношение к близким. | ||
Елена К | 26.03.2022 | |
Продолжаю знакомиться с новинками в репертуаре давно любимого театра Моссовета. На этот раз выбор пал на спектакль "Мама", поставленный режиссером Павлом Пархоменко по пьесе из трилогии Флориана Зеллера «Папа. Мама. Сын». Надо сказать, что это редкий случай, когда я категорически не нашла пьесу ни в сети, ни в магазинах, чтобы прочитать заранее, так что пришлось удовольствоваться анонсом со страницы спектакля: "Спектакль "Мама“ — о любви и ненависти. Об ошибках прошлого и иллюзорности настоящего, где единственным источником спасения является надежда, надежда на то, что победит любовь" (с) А вот режиссера Павла Пархоменко я уже знала по моссоветовским же "Игрокам" - спектаклю, который мне понравился вполне, так что я шла в театр с определенными ожиданиями. И не осталась разочарованной. Спектакль идет на сцене Под крышей, где нет ни размаха большого зала, ни четкого разделения зрительного зала и сцены. Все происходит совсем рядом, а первый ряд, кажется, и вовсе сидит на сцене. Я люблю такие камерные спектакли, мне кажется, они дают в большей степени погрузиться в происходящее и сопереживать - как ближнему. Еще до спектакля, рассматривая сцену, я поняла, что мне уже нравится - просто сценография. Черно-белая (да что там - просто черная) гамма, четкость острых, ломаных линий, - даже поняв, что перед нами часть квартиры, жилого помещения, невозможно найти что-то, что символизировало бы уют, тепло... Вспомнилась строчка из старенькой песенки: "любовь здесь больше не живет" (с) В программке указано, что художник - Юлиана Лайкова. Значит ли это, что она и сценограф и по костюмам? Как бы то ни было, мне кажется, что создать нужную атмосферу удалось более чем хорошо. Конечно, такое черное пространство может "ожить" только благодаря свету - и это тоже удалось. Всегда приятно, когда на маленьких сценах спектакли по уровню проработки и техническим возможностям не уступают большой сцене. Вот мне показалось, что тут свет реально на высоте (художник по свету Евгений Лифатов). Свет буквально вел спектакль, беспощадно освещая то, что обычно остается за закрытыми дверями, не высказывается; свет то был холодным и беспощадным, то вместе с туманом запутывал нас, заставляя терять связь с реальностью вслед за героиней, то внезапно щедро раскрашивал картинку в яркие цвета. Если учесть еще и удачно подобранное музыкальное сопровождение, то я бы сказала. что оформление спектакля практически идеально. Ну и перейдем, наконец, к самой истории. Пересказывать не хочется, потому что такое, как оказалось, очень даже прекрасно смотреть неподготовленным. Скажу лишь, что главная героиня - Мама двоих детей, вечная домохозяйка, традиционно полагающая, что муж не уделяет ей достаточно внимания, пропадая на работе. И вот дети выросли, муж все еще на работе, возраст у героини критический. И в этом, собственно, и заключается драма, ужас, трагедия - Мама, по сути, теряет роль мамы и остается... никем. В одиночестве, ибо дети разъехались, а муж, мы помним где. А когда не на работе, то общих тем у него с женой явно давно нет - возможно, раньше они говорили о детях, но теперь и эта тема себя исчерпала. Мы более полутора часов наблюдаем, как главная героиня буквально сходит с ума даже не от одиночества, а от страха этого одиночества. Она цепляется за прошлое, пытается оживить его, она пытается делать вид, что все как раньше, она срывается, она совершенно теряется, не в силах определить, реальность вокруг или кошмарные фантазии. Черный человек ведет нас по лабиринту сознания и подсознательного героини, помогая все же сохранять дистанцию: мы здесь, в порядке, просто наблюдаем, а она - там… Роль, конечно, интересная (и грим тоже), и очень логично в конце Черный человек превращается... не скажу. Для нас играли: Мама - Анастасия Светлова Отец - Дмитрий Журавлев Сын - Олег Отс Элоди, Сара - Юлия Бурова Черный человек - Владимир Прокошин Медсестра, уборщица - Евгения Лях Конечно, спектакль воспринимается практически как бенефис Анастасии Светловой. До сих пор я ее видела всего в двух спектаклях театра Модерн, в одном мне не очень понравилось (даже не могу сказать, что именно - героиня, режиссерская задача или сама актриса), в другом однозначно понравилась. Но именно при просмотре "Мамы" мне стало понятно, насколько же это мощный талант! Все время на сцене, и каждую секунду - на пике переживаний и, кажется, на пределе возможностей. Погружение в роль, самоотдача, - я не знаю, как это назвать, но с первой до последней минуты казалось, что это настоящая страдающая Мама на сцене, а не актриса, пусть хорошо, но все же лишь играющая свою роль. Совершенно искренне - браво и мое восхищение. Остальные актеры все тоже замечательные, конечно. Очень была рада видеть и Владимира Прокошина, и Дмитрия Журавлева. И обоих не сразу узнала, правда, по разным причинам :) Девушек обеих не видела раньше, очень рада, что в театре такая талантливая молодежь появляется! Олег Отс великолепный Сын, достойный сын своей сценической Мамы :) Резюмируя, могу сказать, что очень рада, что смогла посмотреть этот спектакль! Но вообще это не тот спектакль, который можно рекомендовать всем подряд. Мне кажется, что зритель должен быть готов к серьезному спектаклю (здесь, похоже, вовсе отсутствуют какие-то разряжающие обстановку смешинки или милые теплые эпизоды). Готов погрузиться в чужие кошмары, прикоснуться к чужому исстрадавшему сознанию, успеть поставить себя на место каждого в истории - и все равно сделать свои собственные выводы. Это очень сильный спектакль, очень правдивый и весьма актуальный. Но совершенно, абсолютно не развлекательный и не для легкого отдыха. Мне кажется, его обязательно нужно смотреть мамам-домохозяйкам. Особенно мамам мальчиков. И мужьям домохозяек. И их детям. И невестам их сыновей. Конечно, наличие работы не гарантирует... Но хоть как-то расширяет горизонты и круг общения. Так что... Смотрите, делайте свои выводы, обсуждайте - это интересно! | ||
|