|
|
СОБАКА С ДАМОЧКОЙ 16+
|
Елена С. | 29.09.2024 | |
Сергей Тонышев, Гоша Мнацаканов, Евгееий Закиров - мне посчастливилось видеть все дипломные спектакли их курса (ГИТИС, мастерская Сергея Женовача), а теперь, по -возможности, я стараюсь смотреть их театральные работы. И вот, на днях я смогла увидеть сразу аж два спектакля своих любимчиков!!! Это «Гроза. Апокриф» Евгения Закирова и «Собачка с дамочкой» Гоши Мнацаканова. Обе - нетрадиционное прочтение классики. Но если Евгений совсем немного отступил от текста Александра Николаевича Островского, представив, тем не менее, неканоническое ее прочтение, то Гоша создал самостоятельное произведение, лишь опираясь на тексты Антона Павловича Чехова (сценарий на 90% написан режиссером). В отзывах на эти спектакли ребят ругают, что в их работах считываются Юрий Бутусов и Дмитрий Крымов. Бесспорно, они используют приемы этих маститых режиссеров, но особый подчерк их постановок виден даже невооруженным глазом. Итак – «Собака с дамочкой» - спектакль, в который Гоша Мнацаканов, тогда еще студент 5-го курса ГИТИСа, решил «впихнуть невпихуемое», показать все, на что он способен! А способен он оказался создать динaмичную, дoбрую, пo бoльшей части весёлую, нo гдe-то и пeчальную, зacтавляющую и o мнoгом задумaться и, oдновременно, oтвлечься хоть на пару часов, от давящих тебя пpoблем, постановку, в которой выступил не только автором идеи и режиссером, но еще и как композитор и сценограф. Еще недели не прошло, а я уже согласна вновь послушать рассуждения о жизни умнейшего пса Брома Исаевича (актер СТИ Александр Антипенко – достойный сын любимца всех женщин, талантливого Григория Антипенко), которому Гоша дал кличку одной из любимых такс Антона Павловича, и посмотреть «созданный им фильм» «Любовь. Вид снизу»; побывать вместе с Гуровым (неподражаемый Максим Маминов, ставший для меня открытием, хотя, наверняка, я уже видела его в спектаклях Крымова) на ялтинском пляже и в кафе «Калигула», в котором нет даже простой воды; насладиться роскошной пародийной оперной арией в исполнении Продавщицы (Ольга Надеждина), поностальгировать о давно ушедшем детстве с милейшим Почтальоном (Дмитрий Шишлянников), и, конечно же, вновь увидеть молчаливую возлюбленную Брома Исаевича – очаровательную Каштанку (в роли которой выступил все тот же Дмитрий Шишлянников). Настолько сильный отклик восторга и блаженства нашла созданная Гошой Мнацакановым фантасмагория в моей «израненной» душе… Вот только в отношении той самой дамы, с которой ходит здесь Бром Исаевич, я, признаюсь, не поняла, во-первых, зачем режиссер заставил актрису Алину Ходжеванову говорить с интонациями и даже, в целом, копировать Машу Смольникову, а, в во-вторых, трястись ее полспектакля подобно Серафиме из бутусовского «Бега»??? | ||
М Годлевская | 10.09.2024 | |
Вот наконец я и дошла до, пожалуй, самого известного спектакля театра "Школа Драматического Искусства" режиссера Гоши Мнацаканова "Собака с дамочкой". Он поставил его, будучи студентом пятого курса режиссерского факультета ГИТИСа мастерской Сергея Женовача, кроме того, выступив не только автором идеи, но еще режиссером и композитором. Постановки Мнацаканова сложно охарактеризовать, - они как сложное блюдо высшей кухни, все ингредиенты которого сочетаются необычно и вкусно, но описать его, разгадать ингредиенты по отдельности и почувствовать все приправы крайне сложно. Зато это настоящее эстетическое удовольствие с послевкусием переосмысления. Название постановки представляет собой перевернутое название рассказа Антона Павловича Чехова "Дама с собачкой", и неудивительно, что оно перевернуто, ведь здесь мы увидим взгляд на мир глазами собаки. И не просто на мир, а на мир чеховских рассказов. Да и не просто собаки, а Брома Исаевича, одной из двух любимых такс писателя. Не Брома, а именно Брома Исаевича, ведь когда собаки Антона Павловича подросли, он из уважения добавил к их именам отчества. А почему бы и нет? Мы же не знаем их мыслей и чувств? Вот у Брома из спектакля есть своя философия, он пишет (точнее, писал до 2004 года) стихи, коллекционирует откушенные пальцы, не может отказать себе в удовольствии погоняться за почтальоном, увлекается историей России и кинематографом. Мы даже стали свидетелями его дебюта в качестве режиссера и оператора, имели возможность обсудить фильм с автором. А еще Бром Исаевич влюблен в Каштанку, несмотря на то, что они совершенно разные... Каштанка не умеет выражать свои мысли, ничего не понимает в кино, но зато играет в театре, чтобы заработать, только роли у нее унизительные, поэтому Бром категорически против такой работы. Вполне заслуживает отчества для уважительного обращения, не правда ли? Спектакль "Собака с дамочкой" напомнил мне детский конструктор, который продается ровно с таким количеством именно таких деталей, чтобы собрать определенную композицию, но ребенку это скучно, поэтому из всех этих деталей он начинает складывать что-то свое, часто не очень похожее на то, что в инструкции, необычное, эксклюзивное. Так получилось и с чеховской "Дамой с собачкой", которую разобрали, а потом собрали заново, добавив туда детали из "Каштанки", "Трех сестер", "Почты", "Сирены". В произведениях я могла ошибиться, увидеть знакомые черты и понять неправильно, но в то же время, сколько еще неразгаданного, прямо постановка-головоломка. Одновременно с тем, что спектакль насыщен эмоциями, бросающими из жары юмора в леденящую сердце тоску, к каждой сцене и постановке в целом подобраны нестандартные декорации и реквизит. Есть на сцене и лежаки, на двух из которых лежат гигантские арбуз и кукуруза, как бы посмеиваясь над отдыхающими, которые к концу отпуска становятся сделанными наполовину из арбузов и горячей кукурузы; есть и продавщица, которая все это, еще и креветки, развозит по пляжу и предлагает тушам на лежаках, а после очередного круга ее душу прорывает песня - посвящение креветке; есть и кафе, конечно пустое, ведь действие спектакля перенесено во времена дефицита; есть и ружья, пуляющие купюрами; есть и так ни на кого и на упавшая наковальня; и даже есть целый дом! Разумеется, весь этот невероятный хаос на сцене, складывающийся в картину в стиле дадаизма, не состоялся бы без великолепного актерского состава, заставившего верить в нелепые гротескные образы, чьи судьбы решались на наших глазах. Прежде всего, хочу поблагодарить Александра Антипенко за шикарного пса Брома Исаевича, браво! Великолепные персонажи получились и у Алина Ходжевановой, сыгравшей Анну Сергеевну, и у Максима Маминова, сыгравшего Дмитрия Гурова. А как Максим великолепно поет, даже владеет горловым пением. Такие разные в начале, такие странные и нелепые, но такие искренние и одинаково несчастные в своих жизнях, в своих браках, Гуров и Анна становятся для зрителей очень уютными и родными. Роли Каштанки и Почтальона исполнил Дмитрий Шишлянников, без программки я бы и не поняла, что Каштанку тоже играет он, и дело отнюдь не в костюме, а в жестикуляции, в движениях, - они ни в чем не выдавали актера, я вообще думала, что Каштанку играет актриса. Продавщицу и еще одну из трех сестер - Ольгу, сыграла Ольга Надеждина, оперные арии в ее исполнении я готова слушать часами, даже если они будут посвящены креветкам, мидиям и омарам. Аркадий Кириченко тоже здорово поет, и образ главного банкира подходит ему куда больше, чем образ адмирала, по крайней мере, мне теперь все банкиры такими видятся, - и уморительно, и горько. Спасибо также за участие Елене Гавриловой, исполнившей Машу, Ольге Мохначевой, исполнившей роль Ирины, Николаю Гонтару, сыгравшего официанта и актера в театре, белогвардейцам и банкирам в разных эпизодах - Дмитрию Охрименко и Дмитрию Чадову. Отдельные благодарности Сергею Тонышеву за хореографию, Анне Самсоненко за костюмы и Михаилу Глейкину за работу со светом. "Стой! Не торопись. Возможно, там, за этой стеной, есть другая жизнь, возможно там есть выход!", - и рушится четвертая стена, и появляется надежда, и каждый смотрит вдаль в попытке найти свет луча откуда-то оттуда, из светлого будущего, но только вновь слышится голос, - "Я пошутил. Выхода нет." Как же так, и у Каштанки нет шансов на сытую жизнь с любящими хозяевами, и у Анны Сергеевны с Дмитрием Гуровым нет надежды на счастливое будущее, и старый почтальон умрет в одиночестве? Нет. Пистолет не выстрелит. Зрители разойдутся. И где-то там за пределами этой жестокой сцены театра в театре забрезжит свет, Гуров бросит наконец дерево и обнимет Анну Сергеевну, а старый почтальон вспомнит о доме... И все же, почему так сжимается сердце, почему не отпускает состояние безысходности? А потому что жизнь не стоит на месте, годы уходят, безвозвратно убегают минуты, часы, дни, оставляя нас с воспоминаниями, меняя нас, ломая нас, заставляя платить за счастье собственной жизнью, и все равно оставляя одинокими хоть и в толпе людей. И даже Бром Исаевич это прекрасно понимает, может быть даже лучше, чем мы сами, ведь своими добрыми собачьими глазами он видит все со стороны. После спектакля я долго приводила свои мысли в порядок, да и до сих пор меня волнуют некоторые фрагменты, плотно засевшие в моей голове. Но что я знаю точно, так это то, что я очень хочу, спустя, наверное, год, вновь пересмотреть "Собаку с дамочкой" в театре "Школа Драматического Искусства". Я заворожена особым стилем Гоши Мнацаканова, его чувством произведений, по которым он ставит спектакли, его способностью расковырять панцири зрителей, задеть их за живое, запечатлеть в их памяти свои работы. Очень рекомендую, если вы так же долго не могли собраться на этот спектакль, все же дойти до него. Жалею только об одном, - что не перечитала произведения Чехова перед просмотром, чтобы легче ориентироваться в лабиринтах творческих мыслей режиссера. | ||
Елена | 09.06.2022 | |
Спектакль оставил яркое впечатление, хотя был и некоторый сумбур, неясно выраженные тайные смыслы. Впрочем, во вступительном слове было прямо сказано про "синдром выпускника ВГИКа", когда начинающий режиссер разом вываливает все, что умеет, о чем думает, что чувствует. Так или иначе, вышел любопытный спектакль в духе Дмитрия Крымова : мысли и фантазии по мотивам Чехова, не ограничиваясь "Дамой с собачкой". Причем последнее произведение показали с точки зрения собаки Чехова, Брома. То есть пес- главный персонаж, он много рассуждает, наблюдает санаторный роман хозяйки, и даже сам заводит отношения не с кем иным, как с Каштанкой, которая здесь предстает очень неожиданно, начиная с черной масти. Не углубляясь в содержание, хочется сказать об актерских удачах : пара Максим Маминов и Алина Ходжеванова, Бром - Александр Антипенко. Фантастический сюрприз - превращение уличной продавщицы в первоклассную певицу - Ольга Надеждина, браво! Запомнился Николай Гонтар - официант, он же памятник, он же актер в театре. Спектакль надо видеть, отдельные кусочки хороши необыкновенно. | ||
|