|
|
СТРАННИК
|
Tatiana Efimanova | 21.10.2021 | |
Спектакль «Странник» по загадочной пьесе М. Горького «Старик» в театре Моссовета. Произведение мне было не знакомо и это подогревало мой интерес??. Но я была готова к чему-то «сложному». Именно такие ассоциации у меня с Горьким. А у вас??? ? Режиссёром глубокой философской постановки выступил Юрий Ерёмин. Сценография и свет тоже его работа. Я уже видела сценографию Ерёмина в других спектаклях, но в этот раз он изменил свой стиль. Нет видеоэкрана — это раз, и на сцене много декораций — это два. Они объёмные и масштабные. Я бы назвала их даже полноценными. Всё, как наяву. Уездный рабочий посёлок. Двигающийся дом с различными интерьерами, велосипеды и даже настоящий автомобиль??. ? Действие перенесено в советский период, хотя пьеса была написана в 1915 г. Но мне кажется, в каком бы веке пьесу не поставили, как бы её не «осовременили», суть не поменяется. Режиссёром и актёрами были вывернуты наизнанку самые лучшие качества человека и самые худшие пороки. ? Атмосфера витает мрачная, весь спектакль (1 ч. 40 мин без антракта) зал держат в напряжении. Но проскальзывают и яркие краски. Уверена, что все зрители задумались. Корысть, трусость, предательство. Как научиться жить без этой «черноты?» ? В общем, мне спектакль скорее понравился??, чем нет. Однозначное мнение сформулировать непросто. Советовать всем точно не могу. Этот спектакль для тех, кто любит триллеры, детективы. Для более лёгкого восприятия будет нелишним перечитать пьесу «Старик». ? Из актёров больше всех понравилась Евгения Крюкова??. Какая же она красивая! Ее харизма и энергетика отзывается в самое сердце??. ? Поразило то, что концовка спектакля очень резко оборвалась. Прогремели два выстрела и повисла звенящая тишина. У меня остались вопросы: «Как же так? Это всё?» Ощущение незавершенности. Я даже аплодировать стала не сразу. Не осознала, что это «конец»??. ? ? | ||
Елена К | 29.08.2021 | |
Два дня назад я посмотрела "Странник" в моем любимом театре им Моссовета. Кто бы знал как сложно писать отзыв, когда ты не вполне согласен с режиссером! Два дня хожу и пытаюсь сформулировать то так, то сяк, и все не то. Правда в том, что спектакль мне понравился. Честное слово. "Странник" поставлен по пьесе Горького "Старик" (1915). Сам Горький писал, что это о том, как "отвратителен человек, влюблённый в своё страдание, считающий, что оно даёт ему право ме?сти за всё то, что ему пришлось перенести." (с) И эта идея сохранена и хорошо считывается при просмотре спектакля. Но если вы пьесу не читали (как я до просмотра, например), то все действие будет вам интересно. Почти два часа (без антракта!) пролетают быстро, следишь за героями, за развитием их отношений, сопереживаешь, пытаешься просчитать на шаг вперед, решить задачку, догадаться, и ...бах, уже и все. Юрий Еремин здесь и режиссер, и сценограф, и свет тоже его. Как сценограф в этот раз он изменил своему стилю - нет экрана, декораций много и они такие... настоящие, классические - часть дома с обстановкой, сторожкой, многое другое. Оформление спектакля серьезное, полноценное, сразу настраивает на серьезный лад. При этом атмосфера мрачноватая, мутная, единственное светлое в этом - сцены внутри дома Мастакова. Единственное, что осталось неизменным в сценографии - сцена глубокая, открыта, в данном случае, полностью, никаких задников, более того - в действии участвуют галереи второго и третьего уровня, выпуская действие из двухмерной плоскости в трехмерное пространство. То, как главный герой в начале возносится над сценой, над рабочими и домочадцами, весьма символично. Однако сам он, живя в страхе из-за тайны прошлого, не может оценить этот свой подъем - здоровый, крепкий мужик, хозяин, а выглядит и держится неуверенно, чуть ли не заискивающе. Захару Комлеву поразительно удался этот образ, не могу не выразить свое восхищение. Вообще мне почему-то хочется говорить о сценографии и оформлении спектакля, ибо оно здесь практически на равных участвует в действии, перекликаясь с ним и поддерживая, иллюстрируя все происходящее. Вот Странник говорит Мастакову: "Темно живешь! Хорошо, богато, а темно" - и ведь прав, ах как прав! И не из-за абажура, гасящего свет лампы темно Мастакову, а вся жизнь его темная, сумеречная, мрачная, сторожкая. При этом в доме его на стенах картины нашего недавнего сравнительно, прошлого, а для героев - будущего: стройка, подъемный кран, широкая улица с многоэтажками вдоль нее, прохожие, - год 60? 70? Что это - указание на вечность темы пьесы? Или на то, что будущее, несмотря ни на что, за мастаковыми, умеющими пережить несправедливость и продолжать созидать, а не озлобившимися? Интересно... Но вряд ли это так же интересно еще не смотревшим, так что продолжим :) Для нас играли Странник - Владимир Николенко (Театр Пушкина) Девица - Татьяна Храмова Мастаков Иван Васильевич - Захар Комлев Татьяна (его падчерица) - Евдокия Карева Павел (его пасынок) - Алексей Трофимов Захаровна - Татьяна Родионова Степан - Олег Кузнецов Софья Марковна - Евгения Крюкова Харитонов - Евгений Ратьков Яков (его племянник) - Нил Кропалов Каменщик - Владимир Горюшин Конечно, заглавный герой - Странник, но он при этом, как ни странно, не главный. Вернее, он толком не выходит на первый план, так - ходит то там, то здесь, сеет страх, волнения и непонимание. Для меня его образ оказался самым неясным и именно с ним связано мое несогласие (ну, понятно, что Режиссеру мое мнение вряд ли интересно, однако же). Например, в диалоге с Софьей Марковной Странник будто бы выходит из образа, противореча сам себе и изъявляя таки свое желание (которое она, по идее, теоретически, могла бы исполнить, тем самым разрушив весь пафос и идею Странника). Он, конечно, сразу идет на попятный, но зачем это выступление было?... И в самом конце, кое-что, из-за чего зал совершенно не понял, что спектакль окончился... некая добавка, которой не было в пьесе и и которая, на мой взгляд, смазывает финал совершенно. Кстати, она же обусловила один эпизод в середине действия, который сложно объяснить - а потому, что он там лишний, увы. Но карты раскрывать не буду, кто видел - интересно ваше мнение, а кто еще будет смотреть - уверена, что вы точно поймете, что именно я имею в виду. Вообще же здесь для меня лично настоящим подарком стали женские роли: Софья Марковна в исполнении великолепной Евгении Крюковой и Девица - Татьяна Храмова. Если Софья Марковна абсолютно, совершенно прекрасна, красива, обаятельна, сильна, с характером, - образ яркий, но все же довольно очевидный, хоть и его нам дали очень глубоко, красиво и чувственно, то Девица - этакий закрытый ларчик. Мы можем только догадываться, кем она приходится Страннику, что их связывают, чувствуем, но не до конца понимаем, какие в ее душе происходят метания, бури и что скрывается за ее диковатостью, покорностью и преданностью. Если бы можно было дать только один приз "лучшая роль в спектакле", я бы, не сомневаясь, отдала ее Татьяне. Впрочем, хорошо играли все, я просто не могу про каждого писать отдельно -это будет не отзыв, а сочинение на десяти листах. Обычно упомянуть удается только тех, кто "ах, как понравился!" и тех, кто почему-то оставил тебя разочарованным - формат такой :) Итак, мы имеем еще один хороший спектакль в театре им. Моссовета. Здесь есть что смотреть, есть над чем подумать и есть что потом обсудить - идеально, пожалуй. | ||
|