Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100


Место для рекламы

МАЛЕНЬКИЙ ГОСПОДИН ФРИДЕМАН
Зрительские отзывы

Просьба все замечания, касающиеся неточности в информации о спектакле, а также модерирования отзывов оставлять не здесь, а направить письмо администраторам сайта: afisha@teatr.ru

  Анастасия24.06.2024  
 Очень необычный и заставляющий задуматься спектакль. Казалось бы, маленький человек, который был покалечен в младенчестве, но смиренно принимает свое несовершенство и продолжает любить жизнь. У него есть дела, в свободное время много читает, музицирует, любуется садом... Да, решил избавить себя от тягостей любви и привязанностей, но чувства не обмануть. Заканчивается всё предсказуемо грустно, но так искренне, честно, современно.
Отдельно хотелось бы отметить работу режиссера, такие необычные сцены, переходы, музыкальное сопровождение. Актеры великолепны. Постановка получилась очень современной, хотя и сохранившей неспешное повествование.
 
  Елена14.03.2024  
 С маленьким господином Фридеманом меня познакомил режиссер Сергей Аронин, поставивший в 2018 году в своей творческой лаборатории «ARONIN SPACE» спектакль «Господин Фридеман и другие несчастные» (7 экзистенциальных рассказов перед самоубийством).
Признаюсь честно, новеллу немецкого писателя Томаса Манна, рассказывающую «в 15 коротких главах о жизни Иоганна Фридемана - горбуна, который ещё в юности отказался от любви, но позже всё-таки влюбился», я так и не удосужилась прочитать, но на спектакль «Маленький господин Фридеман» режиссера Андрея Гончарова в МТЮЗ шла, зная хотя бы сюжет (и трагический, к сожалению, финал).
Это уже третий спектакль Андрея Гончарова, который я смотрела в этом театре и его режиссерский подчерк оказался мне близок.
Актеры в «Маленьком господине Фридемане» бесстрастно рассказывают зрителю авторский текст, перемежая его мизансценами (как у Камы Гинкаса в «Даме с собачкой»).
Роли рассказчиков взяли на себя три актрисы, одна лучше другой - Алена Стебунова, Полина Одинцова и Евгения Михеева, а также актер Дмитрий Агафонов, тот самый Иоганн Фридеман.
За полтора часа им удалось показать зрителю всю короткую, лишь 30-летнюю, жизнь этого маленького человека, по недосмотру кормилицы ставшего инвалидом (на глазах у зрителей в самом начале спектакля из эластичного бинта актеру делают горб) и лишенного, частично, прелестей нашей жизни, прежде всего, вынужденного отказаться от любви.
При этом, на мой взгляд, он был гораздо счастливее своих незамужних сестер – жил себе поживал, ни в чем не нуждался, созерцал мир, любил элегантно одеваться, имел свою ложу в театре, куда ходил чуть ли не каждый день, а, главное, испытывал любовь и заботу своих сестёр (а это, ох, как немало!!!) – в то время, как его незамужние сестры занимались лишь домашним хозяйством и всю свою нерастраченную любовь изливали на брата, правда, иногда, беззлобно подтрунивая над ним.
Так бы и прожил он свою тихую, уютную, и, отнюдь, не мрачную, жизнь, не появись, на его беду, в их городке Герда фон Риннлинген, подействовавшая на него, как удав на кролика...
Иоганна неудержимо влекло к ней!!! Эмоции накрыли маленького человека с головой и голос разума перестал быть им слышен. Оказалось достаточно одного презрительного взгляда красавицы, чтобы погубить жизнь Иоганна Фридемана и разрушить жизнь его сестер...
Дмитрий Агафонов блестяще передал все чувства и эмоции своего персонажа.
Всех других персонажей новеллы Томаса Манна играют те же актрисы, которые исполняют роли сестер и делают они это просто замечательно, мгновенно преображаясь из кукольно-красивых, но, в то же время, практически безликих образов, в яркие индивидуальности. Такие вот здесь происходят метаморфозы.
Очень удалась Алене Стебуновой роль матери, столько в ее взгляде было трогательной любви к своему сыну...
Пьяную кормилицу, виновницу всех бед несчастного Иоанна, просто превосходно показала Евгения Михеева.
А Полине Одинцовой досталась роль той самой Герды фон Риннлинген – женщины, сыгравшей роковую роль в жизни Иоганна Фридемана. Образ этот получился у режиссера слишком сложносочиненный – Герда и приемы ушу нам демонстрирует, и дверь ногой открывает... Люблю эту актрису, но, на мой взгляд, бездушную и циничную фон Риннлинген надо было играть жестче, у Полины же получилась лишь скучающая и не знающая, чем бы еще себя развлечь, красотка. Но, видимо, именно такую задачу поставил перед ней Гончаров.
А каких чудесных сплетниц показали Алена с Полиной! Один из ярких и запоминающихся эпизодов спектакля.
Сценография спектакля лаконична и подчеркивает, что герой его – маленький. Поэтому сразу после начала со сцены убирают большое кресло и ставят маленькое (но настоящее, а не игрушечное), потом выносят бонсай и, как символ, стоит это карликовое деревце в течение всего действия.
Режиссерской фантазии в спектакле – хоть отбавляй! Немецкая речь здесь переплетена с песней Тимы Белорусских «Незабудка твой любимый цветок…», японской чайной церемонией, палками для скандинавской ходьбы, планшетом, играющим роль горящего камина (и не только ее), отбиваемой в своих мечтах Иоганном под ирландские мотивы бешеной чечеткой, демонстрацией приемов восточных единоборств Гердой фон Риннлинген – поверьте, перечислять все интересные режиссерские ходы можно еще долго!
Большой плюс камерных пространств в том, что зритель ощущает свою сопричастность к происходящему на сцене и переживает более сильные эмоции. Вот и у меня перед глазами до сих пор стоит взгляд Дмитрия Агафонова – как у затравленной собаки - а сердце продолжает сжиматься от жалости к его маленькому господину Фридеману!
Благодарю МТЮЗ и Андрея Гончарова за столь пронзительную постановку!
 
  Татьяна26.10.2023  
 На сцене только одно большое удобное, правда, довольно потертое кресло. Но и его убирают в начале спектакля. Такое большое для маленького господина Фридемана не нужно. Маленький горбатый человечек удобно устраивается на подушечке в низеньком креслице. Ему хорошо здесь, хорошо дома, и даже вполне неплохо в городе, когда он целиком закрывается в своем внутреннем мирке. Скрипка, книги, маленький садик. Ничего волнующего, особенно любовных переживаний, поскольку уже в юности он познал горечь нелюбви – куда ему, горбуну. И так бы и тянулась скучная, но спокойная жизнь маленького господина Фридемана, если бы … Cherchez la femme! И дальше, конечно, трагедия. Новеллу Томаса Манна я не читала. Но в спектакле она звучит, кажется, целиком. Но это не чтение, это настоящая игра, вернее, жизнь. Дмитрий Агафонов в главной роли взрослеет перед нами, мучается и умирает. Играет прекрасно. А как танцует!
Тоже самое можно сказать и об остальных. В новелле действующих лиц немало, но всех их умудряются сыграть три артистки. И очень интересно наблюдать, как меняются образы. Пьянющая кормилица становится младшей сестрой героя, а потом оптовым торговцем Стефенсом. (Евгения Михеева). Мать Фридемана превращается в его старшую сестру (Алёна Стебунова). А доктор, средняя сестра и самое главное - Герда фон Риннлинген – Полина Одинцова.
Очень здорово украшают спектакль пение и танцы – «Незабудка – твой любимый цветок» – неожиданно, привет из настоящего. Ирландская чечетка – супер!
И такие вплетения, как каратистские ката, чайная церемония и т.д.- неожиданно, повторюсь, но мило)
И поскольку все это происходит буквально в двух шагах от тебя – зал камерный, малюсенький, то ощущения удивительные.
Вообще сцена «Игры во флигеле» - ой, я даже на рассказала, что это был спектакль Андрея Гончарова, поставленный в МТЮЗе – очень хороша. Старинный дом с маленькими уютными комнатками, где так приятно перед спектаклем выпить кофейку или чего покрепче, полюбоваться на старинные часы или странноватые люстры. И уже готов воспринимать искусство полной грудью!
 
  Яковлева И.Л.25.10.2022  
 Вначале было кресло. Большое, удобное, грязноватое, с высочайшей спинкой и, кажется, песочного цвета. Вышел человек, и стащил кресло со сцены, на которой осталась только маленькая скульптура льва. Потом открылась дверь в глубине сцены, и по стенке поползла взлохмаченная актриса, бубня квази немецкие слова. Это была (по сюжету) пьяная няня. В зюзю пьяная. Ее полу-безумную речь (Евгения Михеева?) прервала хозяйка дома (Алена Стебунова). Красивая ухоженная женщина в пальто, и, как выяснится позднее, с красивым поставленным голосом.
Только теперь началось главное – читка.
В этом спектакле воспроизведен текст новеллы Томаса Манна «Маленький господин Фридеман». Зачитан со сцены и сыгран. Похоже, что полностью. Каждое предложение, в том числе про погоду и природу. Каждый актер не только подает положенные реплики, а проговаривает текст про своего героя. Почему бы нет? Ведь литературный стиль Т.Манна – интересный, а язык – запоминается надолго.
Главную роль бедного богатого мальчика, герра- горбуна Фридемана играет Дмитрий Агафонов. И он такой один. Все остальные (это сплошь актрисы, женщины) берут на себя – «взваливают себе на горб»- многих персонажей. Нам понравились его красные носки, ведь это так близко тексту Томаса Манна, блестящие глаза, местами жалостливый взгляд, и главное – одна сцена, в которой он держал бокал вина перед условным камином в день своего рождения. Этот жест так нарочито и прямо выражал одновременно неуверенность и стоицизм героя.
Три актрисы как три сестры господина Фридемана были милы, утонченны и красивы, что тексту не слишком-то соответствовало. И могло бы выглядеть как провал (но не выглядело). Когда в деревенском клубе ищут, скажем так, для представления Снегурочку, а в деревне одни бабы за 40 остались. Тут прямо наоборот. Нужны некрасивые и толстые, которых замуж не берут, все потому, что писатель так видит. А мы видим перед собой другое – прекрасных нимф, которых расхватают на вальс в первые 3 секунды выхода на паркет бальной залы.
С другой стороны, где взять сейчас толстую некрасивую актрису.
Нарушительницу спокойствия господина Фридемана – Герду – сыграла Полина Одинцова. Вполне себе доминатрикс получилась.
Режиссерские виньетки вроде японской чайной церемонии и буйных ирландских танцев не показались мне органично вписанными, но развлекли и восхитили. Герр Фридеман удостоился заслуженных аплодисментов за сольное исполнение, девочки же отпрыгали практически вхолостую.
Наряды. Брюки цвета фуксии сестер - акцент не хуже красных носков их брата, хотя о таких брюках Томас Манн, похоже, ничего не писал. И их же платьица цвета густой карамели – такие кукольно-красивые.
Трагический финал истории не затрагивает каменных сердец зрителей, которым пофиг на отказы в сексе дам с узко посаженными глазами и боевыми манерами.
Мы подбираем полы своих длинных пальто и уходим, с теплым чувством отлично проведенного вечера у камина в замке, в котором нам рассказали одну удивительную историю.
 
  Татьяна20.04.2022  
 Спектакль камерный, история тоже камерная... Простая. О жизни. Когда иллюзии вредны. Жить тем, что есть, и не мечтать. Ибо мечты дают ощущение доступности недосягаемого. Ну, а может быть? Конец очевиден. Сказки не случилось. И в общем-то можно продолжать жить, как будто бы ничего не было? Так отчего же развязка такова?

Уродец не должен влюбляться в красоту. Не по рангу. Но сердцу ж не прикажешь. Любовь (страсть, желание, физическое влечение...) врывается, сокрушая все установки и непритязания на жизнь.

А красавице нравится играть поклонниками. Хоть эмоционально он ей явно просто безразличен, однако ж интересен как часть окружения. Но в последней сцене я даже затрудняюсь описать её чувства к нему. Жалость? Омерзение? Презрение? Разочарование?

Сама история рассказана просто. Небольшой перевес в пользу количества персонажей по сравнению с количеством артистов на сцене позволяет последним блеснуть мастерством, играя разные роли. Очень понравилась мать (Алёна Стебунова). А как поёт... Милые сестрички (а какова стесняшка, так и не вышедшая из-за двери!). А немка и некрасивая жена директора гимназии? И их немецкий? В этих ролях Евгения Михеева (я её видела до этого в Вирджинии Вулф - почувствуйте разницу, как говорится). И красивая (спортивная!!) Полина Одинцова. Шикарный момент с открытием двери - ногой! Необычно-с, но и не нараспашку. Заходите, конечно, но бочком, приходите, конечно, на званный вечер, но в сторонке посидите... Она запоминается роковой красавицей (опять и танцевала как!), но и у неё, как и у других актрис, и ещё другие персонажи. Правда, очень интересно наблюдать за этими метаморфозами.

В одном и том же образе лишь Дмитрий Агафонов - Иоганнес Фридеман. Он же довольно цельно представлен. Довольно важный маленький человечек с поломанным позвоночником и жизнью. Однако ж живущий и находящий радости. Он прячется за мелкими радостями жизни, убеждая себя, что это и есть жизнь. Но он оказался способен на любовь - ни сестрам (и ведь даже они посмеиваются над братом) она недоступна, да и госпожа Риннлинген, кажется, скучающей в этой жизни. Тут ещё вопрос, лишь уродство ли мешает быть счастливым...

Но урод гордый! Обидная концовка... Но прекрасен он был в мечтах. Когда все его физические недостатки испарились и он танцевал! И как! Ирландские танцы!! Майкл Флетли бы гордился!

Простая история. Без иллюзий, сказок и хеппиэндов.

Ах, да - музыкальная составляющая хороша! Просто хит девичьего трио "Незабудка твой любимый цветок" - и не сразу опознаешь. "Почему так больно сильно?" Приземляет... История-то житейская.. Но бОльшее впечатление произвел Стабат Матер Перголези...
 
  Татьяна25.02.2022  
 Это потрясающе!!!
Всего полтора часа, три невероятных актрисы и один актёр, а сколько удивительных образов они создали!

Поклоны после спектакля Маленький господин Фридеман по произведению Томаса Манна на камерной сцене МТЮЗ во флигеле.
Браво исполнителям и создателям этого театрального шедевра
 
  Елизавета Ефремова19.03.2020  
 Недавно посмотрела в МТЮЗе спектакль "Маленький господин Фридеман". Собственно шла на другой, но его заменили на этот - я и решила раз уж пришла, буду смотреть что дают, и ни минуты не пожалела. Спектакль поставлен режиссером Андреем Гончаровым по одноименной новелле Томаса Манна. Это спектакль о том, как хрупок окружающий нас мирок - одна встреча, одно наваждение способны разрушить всю тщательно распланированную жизнь. Спектакль идет во флигеле и это помещение с ослепительно белыми стенами, напоминающее операционную, как нельзя лучше подходит для спектакля, препарирующего душу героя. На сцене минимум предметов, декораций нет совсем, а потому актерам некуда спрятаться от пристальных взглядов зрителей - они, оказавшись как бы под микроскопом, не имеют права на ошибку. Но актеры в МТЮЗе настолько прекрасные, что даже в таком максимальном приближении, в их игре нет и намека на фальшь. Роль маленького горбуна, господина Фридемана, досталась красивому и статному актеру Дмитрию Агафонову. Но в его взгляде столько боли и обреченности, что сразу становится понятно, что созданный его героем вокруг себя мирок, призрачен и ненадежен, достаточно легкого дуновения жизни и он рассыплется, полетит по ветру одуванчиковыми парашютиками. Иоганн Фридеман пытался устранить из своих мыслей и привязанностей все, что могло бы уязвить его, принести боль, но он так и не обрел власти над своими чувствами и катастрофа все-таки разразилась. Музыка, литература, театр были только вынужденным прибежищем больного и уродливого. Они должны были укрыть неполноценное страдающее существо от бурных треволнений настоящей, грубой, суровой жизни — и не сумели этого сделать. Пресыщенная поклонением госпожа Риннлинген (Полина Одинцова) с ленивым любопытством анатомирует чувства влюбленного уродца, а затем отталкивает его с издевательской насмешкой. В спектакле "Маленький господин Фридеман" много действующих лиц, но только четыре актера. Евгении Михеевой, Полине Одинцовой, и Алёне Стебуновой приходится по очереди исполнять роли трех сестер господина Фридемана, Кормилицы, Матери, Доктора, Медицинской сестры, госпожи Хагенштрём, торговца Стефенса, Служанки, Жены директора гимназии и перевоплощаются они играючись. МТЮЗовский спектакль получился таким ярким еще и потому, что режиссер Андрей Гончаров использовал все таланты, которыми обладают актеры - они и поют, и танцуют, демонстрируют владение восточными единоборствами. И все это не ради просто зрительного эффекта, а в каждом движении полнее раскрываются характеры действующих лиц. Чего только стоит яростная ирландская пляска Дмитрия Агафонова, приоткрывающая нам бурлящую страстями душу его героя, тщательно до поры скрываемую. Очень интересны работы художника спектакля Константина Соловьёва и художника по свету Алексея Попова - они создали в крошечном пространстве сцены целый мир, неудержимо выплескивающийся за стены флигеля.
 
  Серж08.03.2020  
  Я впервые попал во Флигель ,где проходил спектакль " Маленький господин Фридеман " по новелле Томаса Мана.Произведение я не читал ,но постановка режиссера Андрея Гончарова мне понравилась прежде всего своей камерностью. По мере того как шло действие спектакля ,я невольно ассоциировал себя с жизнью маленького человека- господина Фридемана (артист Дмитрий Агафонов ).А,что если бы у меня был физический изъян -горб.? Как бы я вел свое существование ? Маленький герой любит жизнь ,много проводит время за чтением книг, играет на скрипке. Из дому почти не выходит .Зато часто гуляет по маленькому саду ,наслаждаясь пением птичек и запахом цветов. Живет замкнутой жизнью вот уже тридцать лет.Общается с родными сестрами ,которые навещают его .Иногда они устраивают себе праздник -японскую чайную церемонию .Надо сказать в одной из сцен с достоверностью показана эта традиция -целый церемониал (Мне приходилось быть в Японии и я сам лично участвовал в приготовлении японского зеленого чая.) И еще, замечательная сцена сестер и самого господина Фридемана -ирландские танцы .Надо было видеть как мастерски выстукивает чечетку артист Дмитрий Агафонов .БРАВО!

Но неожиданно ,как вихрь ,внезапно нагрянула любовь. Появилась в его жизни мимолетом госпожа фон Риннминген .
Как складывались дальше интригующие события -увидит зритель .
Спектакль проходит по времени не заметно -полтора часа .
 
написать отзыв


информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005