|
|
ЦИНИКИ
|
Ольга | 23.02.2020 | |
Недавно была театре "Et Cetera" на спектакле Анатолия Мариенгофа "Циники". Я очень хорошо отношусь к этому театру, особенно после незабываемого спектакля"Пожары" (самое сильное мое драматическое театральное впечатление, пожалуй, за всю жизнь). В гости приехала мама и очень хотелось порадовать ее чем-то качественным и по-настоящему хорошим. Скажу сразу - маме понравилось, хотя она у меня довольно критичный зритель. Ну а теперь о моих впечатлениях. Как-то мне очень близок сюжет (даже главная героиня тезка), хотя действие и происходит в 20-е годы прошлого века. Но это как раз такое время, когда менялась идеология, рушили веру и воспитание, прививали коммунальные взгляды. Люди, жившие в то время либо ломались, либо проникались новым, либо смирялись. Почему мне это близко? Моя молодость пришлась на 90-е годы того века, как раз когда была такая же ломка идеологии. Хотя у меня было даже страшнее, как мне кажется - одно сломали, а взамен не предложили ничего. Минималистичный с точки зрения декораций спектакль выхватывает небольшой отрезок времени жизни молодых людей Ольги и Владимира и показывает, как от романтично-настроенных юноши (и в меньшей степени барышни) остаются "рожки да ножки" в моральном плане. Прекрасная актерская работа - текстовая Евгения Шевченко (Владимир) и практически физиологическая Елизаветы Рыжих (Ольга). Надо отдать должное актрисе - она практически киногероиня тех лет Это почти продолжение "Хождения по мукам", потому что те же искания героев себя в наступившем на тебя мире. И ведь остаются еще какие-то идеалы - Ольга деньги, заработанные проституцией, отдает голодающим. Хорошо. Местами слишком натуралистично. Я наблюдала за зрителями, довольно много было людей старшего возраста. Одна пара сидела, будто проглотив карандаши, стеклянно застыв в моменты, когда героиня или герой оголялись (полного раздевания не было, но ...) Хотя многие другие весьма спокойно пережили эти сцены. Это я к чему? Спектакль совершенно точно 18+. Странно, но при всем этом я не увидела совершенно никакой эротики и страстных позывов, все было как-то безнадежно и "раз так надо". И совсем неудивителен был финал, когда все-таки героиня не справилась с "этим новым миром". Ее жаль, как жаль многих моих знакомых, подававших большие надежды в школе или институте и утонувших в безумии 90-х. У меня тоже была подруга, которая казалась "воздушным эльфом с воспитанием барышни 19 века", которая в силу обстоятельств стала обычной потребительницей (и это еще не худший вариант), институтский товарищ, мальчик из очень обеспеченной на нашем фоне семьи, повесился, не справившись с обстоятельствами. В общем, история повторяется и как говорил Конфуций "Не дай вам Бог жить в эпоху перемен". Хочу только сказать немного о том, что предшествовало спектаклю. Эфрософский зал, где проходит показ, находится на 3-м этаже здания театра. Подняться туда можно на лифте или по лестнице, но... Почему-то до первого звонка (который так никто и не слышал), дверь к лифту и на лестницу не открывают, мало того, ее охраняют. Перед дверью образуется скопление всех зрителей, которые волнуются (а открыли двери даже позже назначенного начала в 20-00). Потом вся толпа галопом (кто может) несется в зал, кто на лифте, кто по лестнице. Как-то это неуважительно по отношению к зрителю. Хорошо, что это было сначала, а потом уже положительные впечатления пересилили этот момент. Но вообще-то театру нужно как-то менять ситуацию. Абсолютно неправильный подход. В остальном вечер был отличным, спектакль мне однозначно понравился, мама была довольна (а это значит, что разные возрастные категории сошлись во мнении), зрители в основной своей массе (кроме той несчастной пары) тоже долго аплодировали. | ||
Anna | 15.02.2020 | |
Спектакль "Циники" в театре "Et cetera" поставлен по одноименному роману Анатолия Мариенгофа. Очень приятно, что имя этого талантливого писателя снова на слуху, его книги издаются и ставятся спектакли по его произведениям. Действие пьесы происходит в Москве в 1918-1924 годах. При строительстве нового мира никого не волнуют такие "мелочи" как: голод, разруха, произвол и террор. Вихрь революции сметает целые деревни, что там до судьбы двух молодых людей! Но неважно, что происходит в стране, когда ты молод и влюблен. Вместо муки и сахара Владимир тащит своей возлюбленной Олеге розы, он идет по улицам, глупо улыбаясь, потому что "любовь pаскpоила мою физиономию улыбкой от уха до уха." Через историю отношений Владимира и Ольги мы видим страшную картину первых лет Советской власти. И как в любые времена кто-то будет пухнуть от голода и пойдет на людоедство ради жизни, а кто-то будет платить по 15 тысяч за ночь с понравившейся женщиной. Хроника событий того времени смешивается с историей отношений. Чтобы не сойти с ума и как-то выжить, герои абстрагируются от происходящего, пряча глубоко внутри себя истинные чувства. Проще цинично смеяться, не впускать в свой мир реальность. В финале будет страшная агония, агония жизни, как отражение смертельной агонии того времени, сменяющихся парадигм общества. И все-таки для меня эта история, в первую очередь, о любви, о том, что когда романтика сгорает, остается цинизм. Мне очень интересно, был ли Владимир так циничен или же он просто надел маску, чтобы быть рядом с любимой женщиной? А Ольга? Что толкает ее на измены? Любила ли она Владимира? Каждый решит для себя сам. Мне в спектакле понравилось все, великолепная игра актеров, особенно хочу отметить Елезавету Рыжих, сыгравшую Ольгу, декорации в виде пустых книжных полок, шикарный занавес из блестящих бусин, как отражение блистательной и очень короткой эпохи НЭПа, костюмы и музыкально световые решения. Это очень талантливая книга и очень талантливый спектакль. После просмотра меня так придавило, слишком страшно было просто даже подумать о том, что творилось в ту эпоху, и о чем мало кто осмеливался говорить. Кстати, за этот роман Мариенгоф был подвергнут травле в СССР, его творчество описывалось как «один из продуктов распада буржуазного искусства после победы пролетарской революции». Да уж... победы, какой ценой?! Горячо рекомендую и спектакль и книгу! | ||
Елена | 14.02.2020 | |
Роман Анатолия Мариенгофа «Циники» странным образом набирает популярность в театральных кругах. Вещь, формат которой сложно соотнести с драматургическим произведением. Возможно, именно это является своеобразным вызовом режиссерам, заставляющим их браться за постановку. В театре Et Cetera у режиссера Полины Золотовицкой, на мой взгляд, получился сокращенный пересказ романа. Роман о трагической любви в эпоху революционных потрясений. Главные герои Владимир и Ольга — молодые люди, получившие образование при старом режиме и не видящие своего места в том мире, который пытаются строить Советы. У Владимира есть старший брат Сергей — большевик, у Ольги младший - недоучившийся гимназист Гога, считающий что честь и долг на стороне Белого движения. В театральное действие включены не только реплики героев, но и многие авторские описания «я коснулся ее пальцев, она взглянула в зеркало..» и т.п. При этом из телетайпно-газетной части романа оставлены в основном те сообщения, что относятся к ужасам, связанным с голодом. Как мне показалось, идеологическая составляющая поступков героев, таких как Гога и Сергей потерялась, да и мотивом неверности главной героини Ольги становится не ее нарастающее равнодушие к собственному мужу и вседозволенность холодных времен, а все тот же голод. Женщина хочет хорошо питаться, и ее тянет к тем, кто ее сможет накормить и согреть. Один из мотивов — да, но не сказала бы, что у Мариенгофа он единственный. Сами актеры, занятые в центральных ролях Ольги и Владимира, не выглядят жертвами недоедания. В целом о постановке: все очень неплохо, но мне не хватило цинизма в игре Ольги (Елизавета Рыжих). Слишком мягко она вела свою партию. Не хватило любви во Владимире (Евгений Шевченко), особенно в сцене с Докучаевым (Александр Жоголь) — очередным временным избранником Ольги. Не чувствовалось ревности и боли за любимую женщину, казалось, что супруг нисколько не в обиде на свое положение, а лишь пользуется теми преимуществами, которые дает близость к богатому покровителю жены. Не было во Владимире «сегодня ночью я плакал от любви... от счастья я потеpял сон...любовь раскроила мою физиономию от уха до уха», не было и поражающей воображение эрудиции, проявляемой в разговорах про стратегию и традиции боевых действий с братом Сергеем. Всё какое-то несколько облегченное и усеченное по сравнению с романом. Спектакль начинается с трагического конца и, пройдя по всем значимым событиям, закольцовывается финальным выстрелом. Что понравилось: декорации! Пустые книжные полки — для читавших роман это яркий и очень точный знак. Замечательно поданный образ Марфуши. Как в повествовании Мариенгоф не дает нам увидеть ее лица, так и на сцене мы видим одни только икры и пятки — для меня стопроцентное попадание. И роскошный сверкающий занавес, относящий ко временам НЭПа, нарядов и эстетики тех дней. И еще из положительного. «Циники» четвертый по счету спектакль, виденный мной в Et Cetera, и первый из четырех, нашедший отклик в душе. Почему ходила в театр, постановки которого не впечатляли? Вот, как с Модерном, само здание и зал такие уютные, что тешишь себя надеждой, а вдруг в этот раз все сложится. Не на все 100%, но на 80% удовлетворение получила. На заметку: «Циники» идут в малом зале, спектакли в котором обычно начинаются в 20 часов. Поимела час лишнего времени из-за собственной невнимательности. | ||
|