|
|
ПОРУГАНИЕ ЛУКРЕЦИИ
|
Ия | 04.12.2019 | |
Опера эта – из прошлого века; 1946 год создания. Бенджамин Бриттен возвращает английской музыке значение, в разных жанрах, часто вокальных Но тут никаких песен, конечно. Речитативы плюс лейтмотивы, а также дирижер с руками на клавишах, и это Ян Латам Кёниг. Он играет на пианино и дирижирует одновременно. Что необычно еще: либретто, текст вообще. Он – интересный, в литературном смысле. Автор – некий Рональд Дункан. Со вкусом. Никакого «мой миленький дружок, любезный пастушок». Вполне возможно задрать голову к бегущей электро-строке и зачитаться, задуматься, отвлечься, впасть в рефлексию, не сразу замечая, что эта опера - античная трагедия с комментирующим хором. Но не эпическая, а камерная. Тут всего 8 певцов и небольшой оркестр. Партия арфы в опере – вообще отдельный разговор, хотя и контрабас слышим больше, чем когда-либо. Впервые эту трагическую историю поведал миру Тацит, писатель римский и далеко не нейтральный политически, заметно, по сюжету в том числе, что этрусков он не жаловал, и как столичный житель, к провинциалам относился с высокомерием, и дикарей представлял в неприглядном виде. Еще есть сочинения про Лукрецию поэта Ливия и главное, Уильяма Шекспира. Что касается России, считается, что пушкинский граф Нулин – иронический парафраз этой истории. Вот кем считается, не вспомню. С самого начала действия на сцене два человека, и они поют о своей странной роли. Правдиво поют. Никому не станет ясно, кто они сразу. Нужно смотреть в программку или знать заранее Что эти двое, Мужской хор – Георгий Фараджев и Женский хор – Наталья Креслина, хор комментаторов и альтер эго действующих лиц, мужчина и женщина. Нам предстоит познать всю неромантическую подноготную отношений между полами. Всю эту жесть, трагедию и в общем-то несовместимость. Такую несовместимость, что лучше умереть для честной и прекрасной женщины, чем жить в мире насилия, инстинкта и войны, в мужском мире. Лукреция – Мария Патрушева. Красивый голос, синее платье (в сцене ночи). Лукриша, Лукриша! Так это имя распевается здесь. Распевается оно и мужем, Коллатином (Алексей Антонов) и сыном императора Тарквинием (Артем Гарнов). На спинах их торчат кинжалы будто у дикобразов, а в речах – лишь похоть, жажда есть, пить и убивать. Эффектна визуально и концептуально сцена единения Тарквиния и его коня. Очень круто выглядит. И вообще рябь на воде, изменчивые состояния природы- на полосе экрана в центре – глаз не оторвать. Понятен исторически ансамбль – «Рим для римлян», и естественнен в то же время. Очень любопытная постановка получилась, в которой интересно все – и музыка, и текст, и исторический контекст, и сверх-эмоциональность. | ||
|