|
|
КВАДРАТУРА КРУГА
|
Елизавета Ефремова | 10.03.2020 | |
Квадратура круга — задача, заключающаяся в нахождении построения с помощью циркуля и линейки квадрата, равновеликого по площади данному кругу. Является одной из самых известных неразрешимых задач. Валентин Катаев написал «Квадратуру круга» в 1927 году. Осенью следующего года в Московском Художественном театре состоялась премьера этой комедии-шутки. К марту 1929 года пьеса выдержала уже сто представлений. Всего спектакль на сцене МХАТа прошел 629 раз. Трудно найти другую пьесу советской драматургии со столь потрясающе удачной сценической судьбой. Пьесу включили в свой репертуар едва ли не все театры страны - ведь это был первый советский водевиль – легкий, изящный, искрометный. Даже заграница не устояла перед обаянием "любви вчетвером по-советски". В 1935 году состоялась американская официальная премьера "Квадратуры круга". В бродвейском "Льюсиум театре" комедия Катаева выдержала свыше ста представлений. И в наши дни эта пьеса идет во многих театрах России, в том числе и в МТЮЗе в постановке Виктории Печерниковой. Чем же цепляет современного зрителя эта винтажная комедия, написанная почти век назад, простая история о чудаковатых и наивных людях, свято верящих в идеалы партии, но столь же сильно мечтающих любить? Все просто: люди любят комедии, еще больше музыкальные комедии, а еще больше водевили или по-современному мюзиклы. И в постановке Московского МЮЗа есть все элементы любимого зрителями жанра: две пары поженились, провели вместе ночь и поменялись женами. Все это сопровождается песенками, танцами, весело и легкомысленно. А еще это добрая пьеса, написанная для молодых актеров и иронично отражающая славную эпоху двадцатых годов прошлого века. Ксения Кочубей - автор сценографии и костюмов МТЮЗовской постановки поддержала ауру двадцатых годов лаконичной декорацией, отсылающей к проектам то ли академика Мельникова, то ли братьев Весниных и костюмами "группы поддержки" похожими на эскизы Малевича или Кандинского. А фикусы, скатерочки и чудо тогдашней техники - примус, тоже здесь не лишние: ведь на смену военному коммунизму уже пришел НЭП с его тягой к "признакам мещанства". Актеры Московского Театра Юного Зрителя играют роли своих ровесников, живших век назад, весело, легко и непринужденно. | ||
Ия | 26.11.2019 | |
Квадратура круга в МТЮЗе Итак, харизматичные 20-ые годы 20 века Автор – Валентин Катаев. Режиссер – Виктория Печерникова Костюмы – Ксения Кочубей (особенно хороши. К.Малевич. чистые цвета красный, синий,желтый..классно смотрится) Во-первых, что хотел сказать В.Катаев названием Квадратура круга? Похоже, умничал Квадратура круга – одна из известных неразрешимых задач на построение с помощью циркуля и линейки. Впрочем, не только умничал Валентин Катаев, но и веселил. Писатель родился в Одессе, и юмор, как и одесский акцент – остались с ним (и с нами)навсегда. Кстати, Бунин (которого Катаев считал за своего литературного учителя) высказался о нем так: Был В. Катаев (молодой писатель). Цинизм нынешних молодых людей прямо невероятен. Говорил: «За сто тысяч убью кого угодно. Я хочу хорошо есть, хочу иметь хорошую шляпу, отличные ботинки…» В спектакле все перечисленное (плюс аристократизм, красота и обаяние) принадлежит Флавию-(Илья Смирнов). А ну-ка отними, что называется. А все остальное – блеск и острота, песни и танцы - будто б пьеса эта- водевиль времен строительства коммунизма. Особо выделю Танец с колбасой – хитовый. Публика массово сообщала в гардеробе после спектакля- на ужин сегодня только колбаса. Вот ведь не жалеет себя наш зритель, когда искусство воздействует на него столь прямо, очевидно, и без компромиссов. Дьяков Сергей – Абрамчик – милый, кругленький и не привыкший к лишениям. Его отношения с Тоней, Людмилочкой или колбасой – трогательные и смешные. А танец «стрелочка-кошечка»… Его - Илья Шляга – худощавый, честный комсомолец Ему-то под стать Тоня (Арина Борисова), конечно, активистка в красном комбинезоне, с черным каре и кипой книг (на завтра, обед и ужин по увесистому томику) А вовсе не мещанка Людмилочка- Евгения Михеева (дед-выдвиженец, бабушка- домохозяйка, примус,котлетки.занавесочки), деловитая красотка В общем. Все эти ребята должны как-то устроиться в одной комнате в доме явно конструктивистского вида. И они устроятся. А как- можно посмотреть в театре Еще в нем есть живая Луна и неплохая музыка Натальи Ручкиной А – и поэт Безземельный! Яркая фигура – Илья Созыкин – кепка, майка, сломанная нога, экспромты. Без него цирк был бы нечетким. | ||
Надежда | 01.11.2019 | |
Квадратура круга ? это одна из самых известных неразрешимых математических задач, а как решат подобную жизненную задачу герои одноимённого спектакля Виктории Печерниковой можно увидеть в театре МТЮЗ. Постановка наглядно передаёт дух двадцатых годов двадцатого столетия, о котором писал автор пьесы Валентин Катав, время строительства коммунизма и НЭП. Два советских гражданина Василий (Илья Шляга) и Абрам (Сергей Дьяков) занимают одну жилплощадь в доме-коммуне, в тайне друг от друга женятся в один день, приводят жён в общую комнату, в надежде что товарищ поймёт... По темпераменту молодые люди очень разные: Абрам — стремящийся к этичности комсомолец, строитель будущего, ничем не отличающийся от других таких же идейных ребят; а Василий с признаками «нездорового обрастания: полосатый галстук, нэпманские штиблеты». И жён они себе выбрали тоже совершенно не похожих друг на друга: Тоня (Ольга Гапоненко) — «серьезная девица, с таким солидным общественно-политическим стажем», а Людмилочка (Наталья Златова) — «немного мещаночка». Комичная ситуация, а ещё более забавно то, как все герои будут её решать под присмотром Луны-маски. Пьесу Валентина Катаева я не читала, поэтому финал для меня был неизвестен, от того и неожиданен, но как обычно бывает в водевилях — закончится всё хорошо, сорри за спойлер :) Сценография в стиле конструктивизма, костюмы авангардические ярких цветов — это работа Ксении Кочубей. Сопровождается спектакль джазом и факстротом, песнями и танцами (правда во время исполнения песен слов не разобрать, но смысл понятен). Актёры все молодцы, особенно Илья Созыкин, исполнивший роль Емельяна Чернозёмного, громогласный бунтарь-поэт и изобличитель. Непонятной для меня оказалась только роль Колбасы, да такой герой тоже есть в спектакле, до её появления уже было понятно постоянное чувство голода Абрама, но режиссёру виднее :) В общем смотрится современно, позитивно и легко. | ||
Вера | 01.11.2019 | |
Московскому театру юных зрителей есть что предложить и взрослой аудитории. Помимо прекрасных спектаклей худрука театра Генриетты Яновской, есть спектакли режиссёра Камы Гинкаса и постановки приглашённых режиссёров. До сих пор очень тепло вспоминаю спектакль Саши Толстошевой "День рождения Смирновой". В этот раз смотрела спектакль с интригующим названием "Квадратура круга", режиссёра Виктории Печерниковой. Cпектакль-водевиль как лёгкая вуаль, подойдёт всем поклонникам жанра. Комедийная незамысловатая постановка с занимательным сюжетом, танцами, куплетами и лихой музыкой. Пьеса Валентина Катаева, классика советской литературы, написана в 1927 г. Жанр Катаев определил как водевиль в трёх действиях, и также его поставили на сцене МТЮЗа. Время новой экономической политики (НЭП). Пьеса о новой советской морали, борьбе молодежи с мещанством и любви. Без идеологических вкраплений и занудства. Два друга женились в один день. Первый - ярый комсомолец, второй - беспартийный товарищ! И жить им с жёнами предстоит в одной квартире. Сценография и костюмы Ксении Кочубей. Получилось симпатично. На сцене любопытное серое геометрическое пространство, вызывает интерес и желание смотреть. Это огромная и пустынная запущенная комната в обычном доме. В нём и будет развиваться действие пьесы. Менятся будут только яркие акценты и детали, будет игра с геометрическими фигурами. Луна с мультимедийным лицом, на котором отражаются эмоции от действий героев,- вроде и рассказчик, и наблюдатель за тем, что происходит на сцене. Постепенно, с развитием сюжета, пространство делится на две части - "Поступило предложение разгородиться". Для первой пары оно становится мещанским, но довольно милым. А для другой - аскетичным и партийным, с "козлами" и кучей книг. Конфликт в действии. Костюмы прекрасно передают дух эпохи. Яркая шубка беспартийной Людмилочки и рабочий комбинезон комсомолки Тони отлично конфликтуют на сцене, как и две героини. Костюмы частично гипертрофированные. Например, неустроенный быт и голодное время нашли отражение в образе огромной танцующей Колбасы. И в целом, образ хорошо вписался в водевильные страсти спектакля. Квадратура круга подразумевает под собой совершенно тупиковую ситуацию. Меня же в тупик загнала игра актёров. С одной стороны, я понимаю, что такая была задача. Играть играя. Шутим же! Но с другой стороны, наигранность не к лицу некоторым актёрам. Я не поняла этого. Но это лично моё восприятие, я всегда призываю сходить и составить своё личное мнение. Есть и отличные типажи. Флавий (Илья Смирнов) и поэт Емельян Чернозёмный (Илья Созыкин) - очень харизматичные и яркие. | ||
Светлана В. | 10.04.2019 | |
Можно ли построить квадрат равновеликий данному кругу при помощи линейки и циркуля? Математики доказали, что нет. А «квадратура круга» стала метафорой для обозначения безнадежного предприятия. Но если верить википедии, даже доказательство невозможности квадратуры круга не мешало многим энтузиастам тратить годы на решение этой проблемы. Героям же пьесы Валентина Катаева «Квадратура круга» пришлось решать немного другую задачу и они с ней отлично справились меньше чем за пару часов во время одноименного спектакля в МТЮЗе. Дано: большая, пустынная запущенная комната, из мебели продавленный пружинный матрас в углу и садовая скамейка в центре, некоторое количество книг и мусора. Это жилище двух закоренелых холостяков Васи и Абрама, которые в один прекрасный день и судя по всему внезапно становятся женатыми, а следовательно в комнате теперь будут проживать уже две молодые семьи. Как сложится их совместная жизнь? Интересно? Тогда приходите и смотрите новый спектакль театра МТЮЗ в постановке Виктории Печерниковой. Спектакль получился веселый, музыкальный, пропитанный заразительным энтузиазмом 20-х годов. Когда на обломках старого мира зарождался абсолютно новый и неведомый мир, где для прочного брака нужно вроде только «сходство характеров, взаимное понимание, классовая принадлежность, общая политическая установка, трудовой контакт.» Но достаточно ли этого? Спектакль отлично передает дух и настроение 20-х, когда у людей буквально кружилась голова от предвкушения будущей прекрасной жизни. Все персонажи спектакля получились яркие, а порой даже гротескные. Декорации, костюмы, сценография отлично соответствуют представляемой эпохе: ожившая луна, минимум цветовых акцентов с преобладанием красного и синего, рабочие комбинезоны, пальто нестандартного силуэта. А танец колбасы... вы когда-нибудь видели как танцует колбаса? Теперь у вас есть возможность это увидеть :))) А какие стихи выдает экспромтом Емельян Черноземный... это надо слышать :))) На сайте театра заявлено, что главная фраза спектакля: любите друг друга, не валяйте дурака! И действительно не смотря на все дурака валяния по ходу действия, в конце концов именно любовь находит выход из казалось бы неразрешимой задачи квадратуры круга. | ||
|