Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100


Место для рекламы

ПЯТАЯ КОЛОННА
Зрительские отзывы

Просьба все замечания, касающиеся неточности в информации о спектакле, а также модерирования отзывов оставлять не здесь, а направить письмо администраторам сайта: afisha@teatr.ru

  Елена11.11.2020  
 Посмотрели с дочкой спектакль «Пятая колонна» на экспериментальной сцене ЦАТРА по пьесе Эрнеста Хэмингуэя. Он интересен не только своим содержимым и описываемыми историческими событиями – гражданской войной в Испании, но и тем, что автор присутствовал в то время, и в том месте, о которых писал.
Итак, в отеле Мадрида, встречаются двое: прекрасная американка Дороти (Анфиса Ломакина) и Филипп (Максим Чиков), который выдает себя за журналиста, а на самом деле контрразведчик. Его задача - вычислить «пятую колонну», поэтому он говорит Дороти, что идет «гулять по городу», а ей постоянно приходится оставаться одной. Она не понимает, почему бы Филиппу не заняться чем-то серьезным, не начать писать, вместо того, чтобы ходить по барам, а он не знает, что делать со своими чувствами, потому что любовь совершенно не вписывается в его мир смертей, слежки и пыток. Оба страдают, а на этом фоне идут артиллерийские обстрелы и не хватает продовольствия, проходят секретные операции, обучение новобранцев.
Признаюсь, пьесу я не читала, но видела отзыв, в котором говорится, что в спектакле главных контрразведчиков сделали более жесткими, чем они были на самом деле. Хорошо это или плохо, судить каждому, но по моему мнению, режиссер Галина Зальцман сделала правильные акценты.
Часто я пишу об актерах, которые играли мужские роли, но в этот раз на меня больше произвели впечатление две девушки – Анфиса Ломакина и Мария Оамер. Они были в таких непривычных образах, что первые несколько минут я даже не могла понять кто из них, кто. Если Дороти у Анфисы получилась нежная и воздушная блондинка, то Анита Марии была крайне экспрессивная жгучая брюнетка, которая убедительно разговаривала на испанском, а уж какое у нее кожаное платье – просто загляденье.
Спектакль интересный, определенно заслуживает того, чтобы его посмотреть.
 
  Галина02.11.2019  
 В ЦАТРА мы с дочкой пересмотрели почти весь репертуар. Одним из немногих оставшихся спектаклей был "Пятая колонна", поставленный Галиной Зальцман по произведению Эрнеста Хемингуэя. Тянула с просмотром спектакля именно из-за автора. Дело в том, что Хемингуэй совершенно не мой писатель. Его произведения "не заходят" мне от слова совсем. Но все же было любопытно увидеть воплощение на сцене. Тем более, что в главных ролях заявлены Максим Чиков и Анфиса Ломакина, успевшие нам полюбиться. Решающим фактором к просмотру, как ни странно, стали книги Полины Дашковой, которые я в последнее время читаю. В них описываются события 34-41 годов прошлого века. И хотя они никак не касаются гражданской войны в Испании в тот же период, я вспомнила, что была эта странная война, в которой неофициально был замешан и СССР. Почитала информацию в интернете, вопросов стало еще больше. И тогда, увидев приглашение от Москультуры, я поняла - пришло время увидеть этот спектакль.Традиционно возникает вопрос - о чем этот спектакль. В отзывах я встречала мнение, что он о любви. Не могу согласиться. Нет, конечно, основной лейтмотив - отношения Филипа и Дороти. Но на мой взгляд, суть не в том, что они полюбили. А в том, что они настолько из разных миров с разными рамками, что эти отношения обречены с самого начала. Филип позволил себе полюбить, чего не должен был делать. Увы, иногда чувства сильнее нас, сильнее доводов рассудка. Но финал предсказуем. Там, где твоя судьба - война, ничему другому нет места. Либо ты полностью отдаешься чувствам, строишь семью, приобретаешь домик в живописном месте, обзаводишься детьми. Либо ты посвящаешь себя войне, где малейшие человеческие чувства делают тебя слабее, уязвимее. Справедливо ли это? Возможен ли компромисс между чувством долга и Чувством? В данном конкретном случае, как мне кажется, нет. У Филипа только 2 варианта - взять Дороти в свою жизнь, подвергнуть ее жизнь риску, развеять все ее мечты. Второй путь - предать тех, с кем работает много лет, нарушить обязательства и сбежать в ту жизнь, которой грезит Дороти. Оба пути для него - предательство. Поэтому он выбирает третий... Финал спектакля просто разрывает сердце. Два несчастных человека и только один из них знает цену своему поступку...
Как я уже писала, произведения Хемингуэя меня не цепляют, мне они кажутся очень скучными и затянутыми. Но Галине Зальцман удалось рассказать эту историю зрителю так, что она смотрится на одном дыхании. Несмотря на многие политические аспекты сюжета, он интересен и захватывает с первой минуты. Очень понравилась задумка с экраном, на котором то давались краткие справки, то появлялся единорог, как символ мечты, несбыточной мечты. И актерская игра! Это что-то невероятное.
Просто браво Максиму Чикову! Наконец то я увидела его в такой большой роли. И даже не могу это назвать игрой. Он все эти почти 2 часа был Филипом. Человеком, который в своей жизни испытал очень многое, у которого один способ отвлечься от каждодневных ужасов войны - алкоголь. Любовь к женщине ИМХО для него самого становится неожиданностью. А в финале был такой надрыв, что это невозможно описать. Просто аплодирую стоя!!!
Мне понравилась игра Анфисы Ломакиной. Ее Дороти получилась очень женственной, даже легкомысленной. Но при этом способной на сильные чувства. В этом персонаже удивительно сочетаются детская мечтательность, даже наивность, и кокетство опытной соблазнительницы. Да, веришь, что именно такую женщину способен полюбить такой человек, как Филип.
Хочу отметить игру Марии Оамер. Персонаж не самый приятный, неоднозначный. Жесткая, грубоватая, но иногда приоткрывается шторка и зрителю становится видна бесконечно влюбленная женщина, которая готова даже мириться с соперницей, принять после соперницы, принять даже того, кто ее не любит. Но вот шторка закрывается, и мы снова видим жесткую, мужеподобную амазонку. Очень ярко сыграно.
Ну и еще хочу отметить Андрея Пойдышева, сыгравшего управляющего гостиницей. У него получился очень убедительный персонаж. Хитрый, скользкий. Он готов служить и сопротивленцам, и бойцам Франко, и кому угодно. Лишь бы иметь свою выгоду. Ни на секунду актер не выпадал из этого образа. Потрясающе!
В общем, что сказать, спектакль сложный, но очень интересный. И я возможно через время схожу на него еще, так как в начале не все воспринимается четко и ясно. Все-таки нехватка знаний о тех событиях сказывается. Ну и хочу снова увидеть эту шикарную актерскую игру.
Однозначно рекомендую этот спектакль. Он заставляет задумываться об очень многих вещах. И заставляет хоть чуть-чуть почитать про те события, чтобы понять то, что осталось непонятым.

 
  Татьяна15.05.2019  
 На Экспериментальной сцене в этом театре была впервые. И не сразу нашла - пришлось поплутать :-)))
Конечно, привлекло имя автора пьесы - Эрнест Хэмингуэй. Эту пьесу он писал в осаждённом Мадриде во время обстрелов. На сколько сюжет пьесы соответствовал реалиям тогдашним не мне судить, но как минимум тогдашние реалии сподвигли Хэминуэя написать это произведение.

Посыл очевиден - война, даже если за правое дело, она противоречит предназначению человека. Особенно молодых. Ему бы любить, проводить вечера в Париже вместе с любимой девушкой, а у него задания, допросы, смерти... Единственное, что в достатке - это выпивка. Ну, на трезвую это всё переживать сложно...
Но совсем без любви невозможно, даже тут она ворвалась в жизнь героя. Ворвалась прекрасной блондинкой. Я так и не поняла, каким ветром это чудо сюда занесло? Не, романтичных барышень, едущих на передовую быть медсестрой, например, я понимаю. А вот что она тут делает? Покупает чернобурку по дешёвке? Она настолько не вписывается в окружающую обстановку, что кажется видением. Даже отношение к ней Филипа я не могу понять. Реально любит? Но ведь даже из его уст слетает - какое у тебя тело. Реально ли это любовь или такой антидот зверствам войны? Девушка, не от мира сего, из той другой недоступной жизни. А девушка сейчас доступна? Она ведь даже по-моему и не понимает, чем занимается Филип... Он надышится ею, переживёт очередной кризис и пойдёт продолжать спасать мир, делать всё возможное, чтобы другие могли любить, ездить отдыхать в Сан-Тропе, рожать детей... И пусть он уже сам не желает убивать, ни под каким предлогом...
Не надо войны, вот правда...

Не могу сказать, что пьеса супер-захватывающая или постановка изобилует какими-то интересными решениями. Сюжет Хэмингуэя и прекрасные актёрские работы - вот что тут удерживает!
И прежде всего главный персонаж - Филип в исполнении Максима Чикова. Мне очень понравился. И сильный, и уставший, и добрый, и увлечённый... очень хорошо понимаешь и Дороти, и Аниту. Герой. Но больше даже раскрывается в сценах, где он солдат, в разговорах с полковником... Когда ты понимаешь, от чего он пытается сбежать. Сцена допроса часового просто замечательная! "Скажи, спасибо, Аманде" (с). И при явной ответственной должности, что он занимает, не лишён и какого-то мальчишеского хулиганства местами.
Дороти - Анфиса Ломакина. Образ довольно "простой" - героиня Мэрилин Монро. Гордится, что она не боится бомбёжек. Олицетворение той, другой жизни. Особенно в этой чернобурке...
Замечательная роль у Елены Анисимовой - горничная Петра. Колоритная и эмоциональная!
Понравилась и Анита - Мария Оамер. Экспрессивная, но пытающая сдерживать свои эмоции - она же и боевой товарищ в отличие от... Поцелуй с пощёчиной был великолепен! Очень яркий характер несмотря на довольно маленькое "эфирное время".
Управляющий - Андрей Пойдышев. Тот ещё жук. Но ему в этих условиях надо как-то крутится. Опять же - не каждый в это время может себе тёщу позволить содержать :-))). А на нём ещё и гостиница!
Полковник - Илья Баранов. Скорее даже внешне запомнился - силуэтом и кастаньетами :-))). Он-то воюет...
 
  Инесса30.03.2019  
 Очень давно я хотела сходить в ЦАТРА на «Пятую колонну» по пьесе Э.Хемингуэя и вот, наконец, попала. Режиссер спектакля – Галина Зальцман, и мне кажется, что именно женский взгляд помог сделать этот спектакль столь проникновенным. Кроме того, он идет на Экспериментальной сцене Театра: кто был, тот знает, что это маленькое пространство, когда по периметру сцены стоят всего 2 ряда стульев, а актеры играют прямо перед тобой – захочешь, можно даже дотронуться (но не нужно!).

Итак, Мадрид, 1937 год – в Испании Гражданская война. Республиканский Мадрид осаждают четыре фашистких колонны генерала Франко. Но есть еще одна, таинственная «пятая колонна», которая находится в самом городе и при необходимости ударит с тыла. Задача главного героя – контрразведчика Филиппа (Максим Чиков) – рассекретить и поймать лидеров «пятой колонны» под видом журналиста. Так он и живет: живет в отеле «Флорида», занимается своей тайной разведывательной деятельностью, а вечера проводит в баре «У Чикоте» с марокканкой Анитой (Татьяна Морозова) – надежным боевым «камарадас» и возлюбленной. Но вот, в осажденном городе, который ежедневно бомбят, он знакомится с Дороти (Анфиса Ломакина) – и начинаются проблемы…

Очень понравились в этот раз все артисты без исключения. Максим Чиков – молодой артист, сыгравший Филиппа очень естественно: тут и постепенное признание любви к Дороти, и сложность выбора между нею и Анитой, боязнь потерять любимую, и старания скрыть от нее страшную опасность, которой он ежедневно подвергается. Филиппа не пугает вероятность быть убитым, хотя несколько раз за спектакль он едва избегает смерти, но он боится полюбить, ведь это значит – отвлечься от долга, показать свою слабость.

Анфиса Ломакина – прекрасная Дороти но, признаюсь, тут мне не нравится сама героиня. Она кажется пустой, по-детски наивной (ну как можно думать, что Филипп просто развлекается по барам или спускать тысячи песет на лисий воротник?): вокруг война, ежедневные обстрелы, люди постоянно погибают, ее же волнуют только замужество, красивая жизнь и вкусные обеды. Серьезность ситуации пытаются донести до нее и горничная Петра, и сам Филипп, но тщетно. Меня потрясло, как Анфиса (она стояла в шаге от меня) в одной из финальных сцен действительно плакала – мне почему-то казалось, что далеко не все артист умеют плакать «по заказу». Но вот Дороти, к сожалению, мне практически не было жаль, я не прониклась ее судьбой. Да она так и не поняла, кто такой Филипп на самом деле, но, может, оно и к лучшему.

Очень хочется также выделить вторую возлюбленную Филиппа – Аниту в исполнении Татьяны Морозовой. Это сильная, страстная женщина – и уж она-то знает, что такое война, смерть, лишения и долг. Она сразу же понимает, что Дороти – не пара Филиппу, они слишком разные, и пытается это до него донести, вернуть его. Но Филипп настроен «совершить самую большую ошибку в своей жизни». На той же стороне находится и Макс (Кирилл Кириличев) – еще один разведчик, который должен помочь Филиппу раскрыть «пятую колонну». Он считает, что любовь к женщине вредна, она расслабляет, отвлекает от долга.

Невозможно не упомянуть и про комедийные роли: горничную Петру (Елена Анисимова) и управляющего отелем (Андрей Пойдышев). Но и у них судьба складывается трагично: на улице Петры каждый день кого-то убивает снарядом – и знакомых, и случайных прохожих, и зимовать она вынуждена без стекол, вылетевших при обстреле. А у управляющего огромная семья, даже теща, которая «ест с помощью последнего оставшегося зуба все» - и он должен постоянно просить подачек у постояльцев.

Любая война страшна, на ней часто нет места любви. Возможно ли совместить любовь и свой долг перед партией? Или партия просто превращает своих членов в «вещи»? На этот вопрос Филипп пытается ответить все два часа пьесы. А какой выбор он сделает – узнаете, посмотрев этот спектакль.

ВАЖНО: на Экспериментальную сцену опаздывать запрещено – вас просто не пустят в театр. Артисты выходят на сцену через основной вход и перемещаются по коридору, где находится гардероб, так что зрители, во избежание помех, в здание после начала спектакля уже не допускаются.
 
  Николай25.03.2019  
 Записки дилетанта.

№ 77. Театр Российской Армии. Пятая Колонна. (Э. Хемингуэй), режиссёр: Галина Зальцман.

Бывает и хуже.

Сталинский ампир театра с "самой большой в Европе сценической площадкой, позволяющей инсценировать сражения с танками и кавалерией" восхищает с первого взгляда. По ступенькам, несмотря на то, что опаздываешь, не взбегаешь, а медленно ступаешь, задрав голову на великолепную колоннаду.

Это единственная пьеса Хемингуэя, достаточно напыщенная и фальшивая, о работе контрразведки на гражданской войне в Испании, в главной героине которой, гламурной красавице Дороти, читается третья жена писателя Полин, а в главном герое, бесстрашном Филипе, конечно, старина Хэм, собственной персоной, воспевающий самого себя, свой полный алкоголя быт, свой героизм, свое самопожертвование, свою бесценную мужественность, любующийся собой и своими отношениями с красивой женщиной, накалёнными происходящей войной...

Контрастом с этим бессовестным выпендрёжем выступает тот факт, что в жизни самого старины Хэма героизма было не так много, скорее нагромождение нелепостей, начиная от девичьих нарядов, в которые его одевала в детстве мать, продолжая непонятным "повреждённым левым глазом", из-за которого его не взяли добровольцем в первую мировую, колено, простреленное осколком не в бою, идиотская "тяжёлая травма головы", случившаяся в ванной (скорее всего по пьяни) от которой на всю жизнь осталась уродливая шишка на лбу, которую он ненавидел, затем шли переломы, автомобильные аварии, алкоголизм, депрессия и, как венец, психическое помешательство (паранойя), закончившаяся самоубийством из ружья, (по примеру собственного отца).

Бодрые, энергичные, витальные актеры выступают продолжателями славной традиции фабрики грёз тщетно изображать леденящие ужасы бытия с помощью сытых, лоснящихся физиономий (а где других возьмёшь?).

Дороти и Анита нарочито контрастны - высокая, худая, красивая и позитивная блондинка, по совместительству радужная идиотка и пышная, невысокая, грубая брюнетка, очень прямолинейная. Последняя показалась излишне самоуверенной, даже надменной, а первая, слишком иссушенная, физически явно не дотягивала до "тела, какого нет ни у кого на свете".

К слову, не наблюдалось и "широких плеч и походки как у гориллы" и у Максима Чикова, больше смахивающего на субтильного заносчивого подростка, чем на уставшего до смерти от всего на свете зрелого мужчину.

Та же метаморфоза и со служанкой Петрой, когда вместо "маленького старушечьего тела" всё ровно наоборот - тела много, и оно ещё не старушечье; тем не менее, несмотря на формальное внешнее несоответствие образу актриса играла убедительно.

Несколько удивил контрразведчик Антонио в образе мачо, одетый в национальный костюм, рельефно обтягивающий выступающие ягодицы и спину. Постукивающие в его руках время от времени кастаньеты, очевидно, были призваны окончательно убедить публику, что дело происходит в Испании.

К слову, тема пресловутой "пятой колонны" ни в пьесе, ни тем более в спектакле (нет даже знакового упоминания богатого квартала "Саламанка", как средоточия и источника всего гнилого и вредоносного) так и не раскрыта, либерально-настроенная общественность может не волноваться. Более того, редкие звучащие проклятия в адрес пресловутой невидимой силы анекдотичны, как в случае с убийством пьяницы-электромонтёра, подстроенного зловредным врагами народа. Но это претензия всё-таки к автору.

В пьесе, в жизни персонажей присутствовало много алкоголя, но на сцене актеры его "пили" скорее для веселья, а не от страха, вынужденно, хронически, как положено на войне. Таким образом, тема алкоголизма также не была раскрыта (виски даже ни разу не было разбавлено водой, как того настойчиво требовал автор).

К тому же на сцене царила атмосфера, скорее напоминающая одесскую коммунальную квартиру, а не отель во время войны, что видимо, было ближе женщине-режиссёру.

Ближе к концу спектакля бельмом вспоминается ни к селу ни к городу дважды показанная видеоинсталляция с белым единорогом; актеры при виде мифологического животного впадали в экстаз и начинали трепетно гладить стену в районе морды... Конечно, никакого единорога у Хэма и в помине не было и быть не могло, только если бы речь не шла про убийство животного на охоте.

Но в целом спектакль сыгранный молодой труппой небезнадёжен, особенно если его сравнивать с окончательно впавшими в маразм мэтрами типа марка захарова или романа виктюка (первое, что пришло в голову), спектакли которых смотреть из-за доводящих содержание до невменяемости самоповторов невозможно в принципе.

#bonus

Впереди, замершей жабой выслеживающей комара, жуткий в своей эпической скучности, застыл одутловатый, немолодой мужчина в полинялой, застиранной рубашке.

Совершенно неподвижный и безвольно расслабленный, он лишь неспешно поворачивал голову за перемещающимися по сцене актерами наблюдая за происходящим сквозь толстые линзы очков.

Венчала голову унылого импотента светлеющая в темноте проплешина, обрамленная длинными слипшимися прядями темных волос, свисающих до самых сутулых плеч.

Достаточно было одного взгляда в его сторону, чтобы испытать острый приступ тоски…

#запискидилетанта
#запискимизантропа
#театрроссийскойармии
#пятаяколонна
#хэмингуэй
 
написать отзыв


информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005