|
|
ВАЛЬПУРГИЕВА НОЧЬ
|
Elizaveta Efremova | 18.06.2024 | |
Пьеса "Вальпургиева ночь" написана Венедиктом Ерофеевым в 1985 году и при его жизни была поставлена всего один раз. Многое с тех пор изменилось. Не уже той страны. Странно вспоминать о тогдашней жизни. Но "Вальпургиеву ночь", во второй авторской редакции, можно и сегодня увидеть в московском театре МОСТ, выросшем из того самого, знаменитого студенческого театра МГУ, в котором когда-то Евгений Славутин впервые осуществил эту постановку. Удивительно, но пьеса и сегодня абсолютно актуальна, а энергия молодых актеров на столько мощно выплескивается в зал, что равнодушным не остается ни один зритель. Кто-то уходит в первом антракте, кто-то кричит "браво" в финале, но это только доказывает остроту поднятых проблем и провидческий талант Венедикта Ерофеева. Удивительно, но сюжет об обаятельном поэте-алкоголике, загремевшем в сумасшедший дом, способен приковать внимание зрителей на три часа. И сегодня понятны смыслы той абсолютно фантасмагорической и отчасти бредовой картины, нарисованной Ерофеевым. Прекрасный чёрный юмор. Восхитительный язык пьесы. Разброс тем от КГБ до Иосифа Кобзона. Всё преобразуется в потрясающую иллюзию, ничем не отличающейся от любой другой выдумки сумасшедшего. Сколько же поколений актеров успело примерить на себя образы "Вальпургиевой ночи", но когда смотришь этот спектакль, создается впечатление, что мы пришли на премьеру. На столько азартно, талантливо и ярко играют актеры театра МОСТ. Здесь нет второстепенных ролей, каждый персонаж важен для создания великолепной, почти мифической картины. Даже если актер просто лежит на койке, повернувшись к зрителям спиной, то он все равно активно участвует в действии, а его спина говорит нам больше, чем иные пространные монологи, произносимые с холодным носом. Хочется перечислить имена всех актеров, участвующих в постановке, но действующих лиц так много, что разумнее дать ссылку на спектакль. И все-таки не удержусь: Евгений Панфёров, исполнитель главной роли Гуревича, того самого поэта алкоголика, не покидает сцену ни на минуту, его актерское мастерство феноменально, созданный образ незабываем. Трижды браво. И еще множество "браво" другим участникам и создателям спектакля. | ||
Елена К | 24.02.2019 | |
Это уже вторая постановка "Вальпургиевой ночи", сделанная режиссером Евгением Славутиным (первая была поставлена еще в 1989 году). Она приурочена к 80-летию Венедикта Ерофеева. Перед началом спектакля сам режиссер сказал небольшую речь о истории спектакля. И как-то это меня очень настроило на нужный лад. Венедикт Ерофеев написал трагедию, Славутин же поставил нечто, в котором трагедия осталась, но она так плотно переплетена с фарсом, что вызывает смех. Сквозь слезы порой. Почти 3 часа... События, показанные на сцене, относятся к началу 1980-х годов. Действие разворачивается в самую веселую и гибельную для всех персонажей - пациентов психбольницы, - ночь с 30 апреля на 1 мая. "Безумная больница в трех отделениях", как указано в программке. Надо отметить, что в данном случае само помещение, где располагаются зрительный зал и сцена сыграли на руку постановке: белые стены, окна, замазанные краской... Вкупе с металлическими кроватями (или нарами?) и с занавесом-простыней это все создавало полный эффект больничного интерьера. Благо, что соблюдаются принципы единства времени, места и действия, так что ничего более и не нужно. Ну и народонаселение... то есть "психи" и медики, эти два враждующих лагеря. На мой вкус, актерский состав тут подобран идеально, просто вот полнейшее попадание, что с пациентами, что с медиками. Для нас играли: Гуревич - Георгий Антонов Старший врач Игорь Львович Ранинсон - Антон Вайнгерт Медсестра Натали - Анастасия Сысоева Медсестра-санитарка Тамарочка - Марина Еникеева Ассистент главврача - Алексей Лялин Медбрат Боренька, по кличке Мордоворот - Борис Томберг Прохоров, староста 3-ей палаты и диктатор 2-ой - Андрей Рогозин Алеха, по кличке Диссидент, оруженосец Прохорова - Евгений Панфёров Вова, меланхолический старичок из деревни - Юрий Огульник Сережа Клейнмихель, тихоня и прожектер - Илья Покровский Витя, обжора - Роман Зуев Стасик, декламатор и цветовод - Гермоген Родионов Коля-интеллектуал - Артём Коннов Пашка Еремин, комсорг 3-ей палаты - Дмитрий Панов Контр-адмирал Михалыч - Александр Сизов Все население третьей палаты кажется вполне нормальными людьми. Ну хорошо, не все - но большинство. Просто не вписались в тогдашнюю жизнь, не смогли соблюдать правила и вуаля... Сколько-то похожими на клиентов данного заведения можно считать разве что Серёжу (с явной психотравмой), Витю и, может быть, Михалыча. Остальные - вполне себе. И вот в эту компанию по какому-то совсем уж пустячному недоразумению попадает главный герой, поэт-алкоголик Гуревич (Георгий Антонов). И в спектакле, прямо скажем, он более поэт, и даже философ, чем алкоголик. Очень узнаваемый типаж этакого излишне умного балабола, черпающего вдохновение в спиртном, а вот тормоза не отрастившего, увы. Мне кажется, Георгию Антонову замечательно удался этот образ, браво! Староста 3 палаты Прохоров (Андрей Рогозин) вообще не очень понятно, как попал в больницу - такой шустрый слегка гоповатый администратор :) Всех знает, всех блюдет, всех своих поднадзорных строит и перестраивает. И судебные процессы проводит, и песни хором распевают - любо-дорого смотреть. Вообще Прохоров за любой кипеж, кроме голодовки, похоже. Да, кругом бардак - зато он главный :)) Совершенно очарователен Алёха (Евгений Панферов), оруженосец Прохорова. Неистощимый запас оптимизма и бодрости! Он вообще в спектакле самое яркое явление - и по поведению, и по костюму :) Невероятно правдоподобно (на мой взгляд неспециалиста) вышли образы психов у Ильи Покровского - Серёжа, Романа Зуева - Витя и у Александра Сизова - Михалыч. Они создавали нужное настроение, не давая забыть, где мы все, собственно, находимся. Команда медиков тоже, конечно, очень "настоящая" - живая, узнаваемая даже... Замечательная Натали (Анастасия Сысоева), с которой явно Гуревича многое связывает и которая, кажется, не очень понимает как к нему относиться - не псих же? Но и не нормальный... "Застрекотал опять, застрекотал... " (С) - Натали про Гуревича, который, по обыкновению, заливается соловьем перед ней, между делом в каком-то невероятном количестве, но весьма хаотично и неточно цитирует и античных авторов, и ультрасовременных философов. Несмотря на то, что действие почти сплошь неудержимо смешное, все же это - трагедия. И самое, наверное, печальное, что написанная более 30 лет назад, еще в другом государстве, пьеса сегодня не только не потеряла своей актуальности и остроты, - напротив, многое, что казалось просто фантазиями сумасшедших тогда, сейчас оказывается вполне себе реальность. Эта вещь заставляет задуматься, по-настоящему не отпускает и на следующий день, и дальше. Если честно, я очень хочу теперь еще раз сходить на этот спектакль, прочитав таки предварительно пьесу. Интересно, насколько близка постановка к оригиналу и насколько "те" образы получились на сцене. | ||
|