|
|
ФАЛАЛЕЙ
|
Анастасия | 22.05.2024 | |
Удивительный спектакль по мотивам сказки "Лафертовская маковница". Вроде бы наивная история взросления 16-летней девушки, нежелание расставаться с куклой и уезжать от родителей, и тут влюбленность, в которую хочется окунуться с головой. И все это накануне важного политического события: наступления армии Наполеона. И вот такая наивная невинность и серьезная опасность прошлого, которая как будто понятна и даже актуальна в наши дни. Особенно хочется поблагодарить каждого актера, задействованного в спектакле, за приятный потерянный час, проведенный в уютном зале сцена "Игры во флигеле". | ||
Елена С. | 24.03.2024 | |
Люблю спектакли, дающие пищу для ума. Как здорово, что таких на московских театральных подмостках немало! Не стал исключением и «Фалалей», поставленный в моем любимом МТЮЗе (более того, на любимой сцене «Игры во флигеле»). Сколько я узнала из него интересных и незнакомых мне ранее имен! Это и Антоний Погорельский (1), человек удивительной судьбы, настоящее имя которого Алексей Алексеевич Перовский, по повести которого, написанной в жанре фантастического реализма, «Лафертовская маковница», и сочинила Нина Садур (2) свою пьесу «Фалалей» (упоминания о которой почему-то нет на странице писательницы в Википедии). А поставила ее в конце 2016 года режиссер Виктория Печерникова (3) и более того, она же и исполняет в ней сейчас роль той самой Маковницы... Как оказалось, с творчеством Виктории Печерниковой я все же знакома – лет десять назад смотрела в ШСП ее «Дурочку и зэк» (играли замечательно, но сама постановка никакого следа в душе не оставила). Действие спектакля «Фалалей» начинается в домике на Лафертовской (читай – Лефортовской) стороне Москвы, близ Проломной заставы. Уже при входе в зал зрители видят в глубине сцены прямо-таки лубочную картинку - мирно дремлющих в креслах-качалках в вязаных носочках родителей шестнадцатилетней Маши, вокруг которой и разворачивается действие пьесы, а на переднем плане – разлегшегося кота-оборотня Фалалея, давшего название пьесе Нины Садур. Пересказывать содержание не берусь – мистическая сказка здесь тесно переплетена с былью, поэтому смотреть спектакль интересно как детям, так и взрослым, тем более, что поставлен он в жанре буффонады и актеры в нем просто с упоением паясничают на сцене (кроме Маши, у которой все «по-настоящему»). Ах, какие же колоритные образы создали актеры! Онуфрич и Ивановна (Вячеслав Платонов и Арина Нестерова) – идеальные родители, безумно любящие свою Машу (Марина Гусинская), с ними ей так спокойно и уютно, что она и мечтает всю жизнь оставаться под их крылышком и думать не хочет ни о каком замужестве. Хотя и засматривается на приказчика Улиана (и как же он хорош в исполнении, пусть даже с большой долей гротеска, Арсения Кудряшова!) Не совсем я поняла, зачем в этой пьесе есть Будочник (вероятно, чтобы, когда в одной из сцен он столбом стоит минут десять с кучей Машиной одежды в руках, загораживать зрителям, сидящим справа, действие), но сыгран он Сергеем Погосяном просто замечательно. Очень интересно и само оформление спектакля – от тщательно продуманных костюмов, грима (ах, какая прелестная кошачья мордочка нарисована на лице Ильи Шляги!) до таких мелочей, как кукла Зина и вязаные чашечки... А как зловеще хороша сама «бабушка» Маши - Маковница, появляющаяся в кринолине и с немыслимой прической на голове, предлагающая всем те самые маковые лепешки. Ну,сразу же видно, что ведьма... Посмотреть спектакль «Фалалей» могу смело советовать всем, кто любит добрые, наивные сказки с хорошим концом, кто не прочь пусть даже на короткое время с головой окунуться в мир волшебного зазеркалья. Спасибо МТЮЗ за этот час, проведенный на маленьком островке семейной любви и заботы! | ||
Урзова Екатерина | 01.03.2024 | |
Спектакль "Фалалей" идет на сцене во флигеле. И этот осколок городской усадьбы XIX века как ничто другое подходит для волшебной истории, которую написал добрый знакомый Пушкина, Антоний Погорельский, то есть, Алексей Перовский. Наверное, надо сказать пару слов об этом персонаже. Настоящее его имя - Алексей Алексеевич Перовский, он бастард А.К. Разумовского, племянника А.Г. Разумовского, возлюбленного или мужа (по слухам) Елизаветы Петровны. Его фантастическая повесть "Лафертовская маковница" считается первым произведением в этом жанре в русской литературе. Повесть обработала для театра Нина Садур, написав пьесу "Фалалей" и перенеся действие из павловского времени в александровское. Это история о девушке Маше, живущей с родителями в уютном, хоть и небольшом, домике в Москве. Все хорошо, но бедна эта семья. И вот Маша решает отправиться к бабке маковнице, которая маковые лепешки у заставы продает. Но неужели на лепешках можно разбогатеть? Или тут дело в другом? Когда заходишь во флигель, кажется, что ты вернулся к себе домой, нет ощущения общественного места. Здесь маленькие комнаты, есть небольшое кафе и крохотная библиотека, здесь звучит рояль и рождаются чудесные спектакли. «Фалалей» В. Печерниковой получился атмосферным, камерным и немного жутковатым. А что вы хотите, если тут нечистая сила действует? А еще он неожиданно графичен и очень красив чисто визуально. Главная героиня, Маша очаровательна и юна, недаром Евгения Михеева, сыгравшая ее, играет и главную роль в спектакле "Ромео и Джульетта". В роли маковницы можно увидеть Викторию Печерникову, режиссера спектакля. Она совсем не похожа на бабку или на ведьму. Но эта героиня, которая поначалу кажется милой и любезной, в конце концов показывает свои истинное лицо. Фалалеем стал Илья Шляга и могу отметить, что ему сполна удалось передать все кошачьи привычки, при этом его костюм напоминал о животном чисто номинально, ни хвоста, ни меха не было. Очень интересно решен вопрос с костюмами, которые намекают на XIX век, не будучи историческими в полном смысле слова. Но кринолин маковницы, панталончики Маши, колпак Онуфрича, мундир будочника показывают зрителям, что дело происходит в давние времена. Минусы. Я искренне наслаждалась спектаклем, думая, что недочетов у него нет. И вдруг под конец персонажи "Фалалея" решили сфотографироваться, от чего я чуть не свалилась со стула. Фотография перед войной 1812 года - это круто, как ни крути. Именно так написано в пьесе Садур В целом очень приятный спектакль, искренне рекомендую. | ||
|