|
|
ПО СНЕГУ... КОЛЫМСКИЕ РАССКАЗЫ
|
Ник | 06.08.2020 | |
Спектакль впечатляет и держит внимание зрителя на всем своем протяжении. Отдельно скажу, что театр Сфера вообще ни разу пока не разочаровал. Все спектакли высокого уровня, актеры всегда понимают, что они играют и о чем. Что касается этого спектакля, предыдущие отзывы его уже достаточно подробно описали. Сцена оформлена минималистично, при этом, остальное воображение дорисовывает достаточно легко, т.к. актеры своей игрой очень помогают этому. Режиссер классно продумал композицию спектакля, классно объяснил актерам его идею. Чувствуется, что делал очень талантливый человек, вместе с очень талантливой командой :) Атмосфера спектакля и произведения заполняет собой весь зал, не дает отвлекаться. Всем рекомендую.Т.к. это один из немногих авторов | ||
Зоя | 01.05.2017 | |
Спектакль произвел на меня столь сильное впечатление, что я не смогла сразу написать отзыв. В лагерях выжить помогает вовсе не любовь, а холодная непримиримая ненависть. Вот суть творчества Шаламова. И актерам удалось эту повседневную трагичность бытия передать без лишних эмоций, сдержанно, в духе колымских рассказов . | ||
Михаил | 21.04.2017 | |
Потрясающий спектакль, прекрасное перевоплощение актеров | ||
театралка | 07.04.2017 | |
Спектакль не плох...Но ожидаешь чего то более остро-трагичного. И постоянно сравниваешь с Архипелагом гулагом.Игра актеров как и всегда убедительна... Люди поставленные в нечеловеческие условия пытаются выжить и остаться людьми...Гамма серо черных цветов грубые фактуры дерева и одежды грубая невыносимо тяжелая жизнь и остаются только люди и их душа без всяких прикрас которая выверяется десятилетиями этого ада.и невольно возникает вопрос а что осталось бы от современников в подобных условиях... Вероятнее всего не много | ||
Ольга Сорокина | 02.04.2017 | |
В небольшом пространстве малого зала уместилось всё. И бесконечные просторы колымской природы. И бесконечность людских изломанных судеб. И бесконечность силы, присущей человеку, в каких бы сложных условиях он не находился. В чём главная ценность написанного Варламом Шаламовым? В том, что он не пытался придумать в своих рассказах героев и обстоятельства такими, чтоб они были максимально похожи на действительность. Он просто описывал эту самую действительность так, как умел. В театре "Сфера" пошли по тому же пути, просто показав эту действительность. Без лишних красок, без навязывания оценок. Это ценно. Потому что зритель в состоянии сам разобраться, где грань добра и зла, в состоянии сам судить или оправдывать, соглашаться или отрицать, принимать или отвергать. И возможность самостоятельно выстраивать цепочки из причин и следствий - это ещё одна из причин посмотреть этот спектакль. Потому что знать то, что тогда происходило, постараться понять и принять это, очень важно для нас сегодняшних. Неожиданностью стало то, что больше всего патрясли не те рассказы, которые я ожидала. А "По снегу" и "Серафим". И, пожалуй, особенно первый. Не зря именно он в названии спектакля. В нём прекрасно всё. И даже мороз схватывает кожу вполне себе натурально. Трудно выделить кого-то из актёров особенно. Потому что в какой-то момент вдруг перестаёшь замечать, что актёры меняются. В этом спектакле речь о вполне конкретных людях и одновременно об очень многих. Сколько похожих судеб? Сколько таких же обстоятельств и ситуаций? Скольким пришлось пройти через всё это? Тысячи, тысячи, тысячи... И это о каждом из них. И потому не важны ни лица, ни имена. Важен сам человек. В чём ещё ценность спектакля - в нём нет ощущения безнадёги и безысходности, нет ненависти и злости. Потому что над всем этим мощно возвышается то самое действительно ценное - человек. Настоящий. А человек существо сильное. Сходите в театр! | ||
Юлия | 12.02.2017 | |
"Что я видел и понял в лагере. Чрезвычайную хрупкость человеческой культуры, цивилизации. Человек становился зверем через три недели — при тяжелой работе, холоде, голоде и побоях. ...Понял разницу между тюрьмой, укрепляющей характер, и лагерем, растлевающим человеческую душу. ...Понял, почему человек живет не надеждами — надежд никаких не бывает, не волей — какая там воля, а инстинктом, чувством самосохранения — тем же началом, что и дерево, камень, животное..." Варлам Шаламов Человек, не знающий своей истории, неполноценен. Как сказал Михайло Ломоносов: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Наше поколение, благодаря нашим родителям, которые читали Солженицына и Шаламова в каких-то перепечатанных на машинке листках и передавали друг другу, знакомо с этим жутким прошлым нашей страны. К сожалению, молодежь уже нет. Не так уж много из 20-25-тилетних читают Солженицына, который наверняка стоит на полках дома у бабушек и дедушек. Да и про Шаламова вряд ли слышали. Наверное, поэтому много, кто "ведется" на неуместные пропагандисткие высказывания. Я не знаю, есть ли та самая генетическая память. Или она уже растеряна окончательно, затмилась рекламой сникерсов и гуччи. Помните фильм "Тоталитарный роман"? Главный герой задает вопрос героине Наде: "Неужели ты во все это веришь?" (дословно не помню, но суть была именно в том, что люди верили в построение Светлого Будущего, в Коммунизм. Все верили, родители наши верили и бабушки с дедушками). Но вернемся к Шаламову. Не знать нашу историю стыдно. Не знать, что творилось со страной и людьми недопустимо для нормального и полноценного человека. "Колымские рассказы" - это первый сборник рассказов Шаламова про жизнь заключенных ГУЛАГа. Как писал сам Шаламов, "«Колымские рассказы» — фиксация исключительного в состоянии исключительности. Не документальная проза, а проза, пережитая как документ, без искажений «Записок из Мёртвого дома». Достоверность протокола, очерка, подведённая к высшей степени художественности, — так я сам понимаю свою работу. В «Колымских рассказах» нет ничего от реализма, романтизма, модернизма. «Колымские рассказы» — вне искусства, и всё же они обладают художественной и документальной силой одновременно". В год 110-летия со дня рождения Варлама Шаламова театр "Сфера" включил в свой репертуар спектакль "По снегу...Колымские рассказы". Режиссер спектакля - прекрасная Мария Аврамкова. Я благодарю сообщество moscultura за возможность побывать на пресс-показе этого спектакля. Из театра я вышла в том состоянии, когда ты снова и снова возвращаешься мыслями к увиденному, переживаешь какие-то моменты. Сочетание музыки, кадров документального кино и фотографии на заднем плане и, конечно, замечательные актеры создали именно то ощущение погружения в воспоминания народа. Как мы это пережили? Поистине, в такие моменты думаешь, что человек способен на невероятное и не поддающееся никаким объяснениям... Спасибо актерам за такую честную и пронзительную игру. Спасибо создателям этого спектакля. Идти, идти обязательно! Ну, и, конечно же, читать Варлама Шаламова... | ||
Марина | 11.02.2017 | |
Спектакль проходит в камерном зале театра, который расположен так, что пока зритель доберется до него, сквозь воздушные портьеры, мимо гримерок артистов, он настраивается на какой-то особенный лад. Готовится к душевному разговору с артистами. Маленький зал, действие происходит на расстоянии вытянутой руки. Минимальные декорации: сбитые доски, пара табуреток, стол и символ ГУЛАГовской эпохи: деревянная тачка. Что можно еще добавить к скудному лагерному быту? Удивительно, что пол сцены камерного зала был словно создан для этой постановки. Сквозь доски светит луч прожектора, словно луч надежды. Музыка, кинохроника, движение: все это создает проникновенную атмосферу спектакля, передает настроение рассказов. Авторы спектакля очень бережно отнеслись к текстам Варлама Шаламова. Никакого безумного ужаса и дикого страха они нам не показывают, как это обычно бывает в спектаклях или фильмах о жизни в ГУЛАГе. Нам рассказывают о жизни людей, попавших не по своей воле в такие чудовищные условия. Очень трагичный и проникновенный спектакль. Будет интересен и тем, кто еще не знаком с творчеством писателя, и поклонникам творчества писателя. Лично мне спектакль понравился: минимализмом в декорациях и костюмах, так как такие рассказы надо просто слушать и слушать сердцем. Я благодарна создателям спектакля за то, что они отнеслись бережно к текстам писателя. Формат литературных чтений иногда гораздо выразительнее всех театральных приемов. Думаю, это как раз такой случай. Здорово, что в спектакле участвуют молодые артисты. Браво! С творчеством Варлама Шаламов я познакомилась всего несколько лет назад, пройти мимо спокойно совершенно не возможно. Автор пишет об ужасных вещах, но без надрыва, как будто бы он не пережил все это, а был всего лишь наблюдателем. | ||
Брета | 10.02.2017 | |
В Театре "Сфера" 8 февраля состоялась премьера по рассказам Варлама Шаламова. Театр начинает осваивать маленькую сцену и начало положено хорошее. К тому же "Колымские рассказы" - это режиссерский дебют Марии Аврамковой. По углам сцены стоят вертикальные досчатые прямоугольники, в левом углу стол, пару перемещаемых стульев, небольшая тележка, экран - аскетичность декораций сосредотачивает на тексте... серьезном, глубоком, страшном. По сути, рассказы - это автобиография Шаламова, который прошел все круги ада в лагерях, в том числе и на Колыме. Начинается спектакль с видео наших дней и заканчивается тем же. Закольцованность - одни из моментов, заставляющий задумываться над каждым словом, над интерпритацией и т.д. Притом видео само по себе художественной ценности не представляет, но в контексте постановки значение имеет. "Рассказы" играются на маленькой сцене театра, которое отдалено напоминает собой бункер, что тоже усиливает текст. И поскольку в постановке задействованны несколько отдельных рассказов, то в большей степенни это монологи актеров, изредка превращающиеся в диалоги. Костюмы тоже аскетичны - темные робы (правильно склонила-то?), тулуп, передающийся от одного к другому. Игра света отчасти отражает содержание: вспыхивающий яркий свет (появляющаяся надежда на лучшее, желание жить), затухающий, темнеющий свет (самоубийства, смерть). Первый рассказ, с которого начинается спектакль, "По снегу", он и вынесен в название, прокладывает дорогу остальным повествованиям. В колымских рассказах есть много чего над чем можно поразмышлять. | ||
Светлана | 08.02.2017 | |
Наверное, это символично, что в один из самых морозных зимних вечеров я попала в Театр "Сфера" на постановку "По снегу...Колымские рассказы" по рассказам Варлама Шаламова. Постановка была приурочена к 110-летию со дня рождения писателя. С творчеством Варлама Тихоновича я познакомилась относительно недавно - в прошлом году. Но его образы сурового северного края и бесконечных человеческих страданий настолько впечатлили меня, что оторваться уже не смогла. Назвать эту постановку спектаклем не поворачивается язык - это целая жизнь одного человека, которую актёры сумели прожить за эти два часа на сцене. Верю! Верю! Хочется закричать мне громко - так чтобы ОН тоже услышал там, под землёй, и молча еще крепче сжал закрытые навсегда веки: "Спасибо, что не забываете!" Камерность сцены, да и самого театра "Сфера", аскетичность декораций сделали постановку...интимной, трогательной и пронзительной... Монологи героев пробирали до дрожи в руках и рези в глазах. Актёры были настолько удачно подобраны, что образы складывались в голове сами собой, как домино... И эти образы полностью совпадали с теми, что родились в моей голове после прочтения книги. Документальный видеоряд на заднем плане и лиричные песни "из старого патефона" очень органично вписывались и дополняли многие моменты в сценах.. Сам театр с его узкой лестницей в каморку камерного зала, гардинами и пожелтевшими афишами в стеклянных витринах - идеально подходит этой постановке. Время пролетело незаметно... Боль, страдания, холод севера, одиночество, голод и еще множество страшных образов и способов сломления человеческой воли пронеслось перед глазами... А потом актеры выдохнули и... улыбнулись, и снова стали обычными современными мужчинами и женщинами... А зал взорвался овациями... В постановке были инсценированы несколько рассказов из разных, я бы сказала, периодов или этапов лагерной жизни Шаламова, разных по его ощущениям, по отношению к миру и восприятию своей судьбы: от полной отрешенности и безысходности мерзлых рудников до надежды и воскрешения, когда он попал на работу в медчасть.. "По снегу", "Дождь", "Шери-бренди", "Серафим", "Ягоды", "Кант", "Мой процесс", "Сентенция", "Детские картинки"... Актеры молодые и очень-очень талантливые, спасибо им огромное за столь яркое и эмоциональное воплощение, каждый прожил свою роль даже не на 100, на 200% Особенно меня лично впечатлил актер, сыгравший в одном из "эпизодов" Фризоргера, лагерного "товарища" Шаламова - такой нестандартный и пронзительный подход... И "эпизод" про Серафима... прям до мурашек... "Мы сознательно не преследовали цели воссоздать быт и обстановку лагеря документально, было важнее сконцентрировать внимание не на внешних условиях, а на внутренней жизни человека. Но тема лагеря не случайна. В таких, пограничных ситуациях человек проявляет себя по-настоящему, обнажает, обнаруживает самого себя" - авторы о постановке. И я считаю, что им полностью удалось реализовать задуманное. Режиссеру и идеологу Марии Аврамковой низкий поклон. | ||
Мадикен | 08.02.2017 | |
Сценическая композиция «По снегу… Колымские рассказы» по произведениям Варлама Шаламова создана к 110-летию со дня рождения автора и идет в камерном зале театра «Сфера». Это небольшое помещение с четырьмя рядами зрительских мест и лаконичными декорациями. Да и какие нужны декорации для обозначения лагерной жизни на Колыме! Скудные, сколоченные из досок стол, лавка да пара табуреток, - вот и весь незатейливый быт. Здесь в полумраке зрители слушают грустные и правдивые, лирические и жесткие варламовские зарисовки. Спектакль поставлен по 12 рассказам: «По снегу», «Дождь», «Инжектор», «Шерри-бренди», «Серафим», «Галстук», «Апостол Павел», «Ягоды», «Кант», «Мой процесс», «Сентенция», «Детские картинки». Постановка не показывает тот безмерный ужас и безнадежность жизни, которые проходят лейтмотивом всех произведений о лагерях. Она рассказывает о них, - это фактически сценическое чтение, дополненное музыкой, движением и видеорядом. Спектакль сделан просто и проникновенно. Думается, что он особенно хорош для старшеклассников, у которых в программе есть Варлам Шаламов или Солженицын. Спектакль имеет возрастной ценз 16+, и, на мой взгляд, это связано лишь с пониманием событий описываемой исторической эпохи конца 40-х годов. Думаю, что для создания общей картины неплохо сочетать просмотр спектакля, например, с посещением музея Гулага. Рассадка в зале свободная, билеты относительно не дорогие. | ||
|