|
|
ФАУСТ
|
Елизавета | 14.12.2018 | |
Постановка «Фауста» в Новой опере многопланова, многослойна и многогранна. Тут есть и прием «театр в театре», и отсылки к Булгакову, и намеки на гениальных исполнителей прошлого. Постановка столь насыщена говорящими мелочами, что хочется этот спектакль еще пересмотреть не раз, наслаждаясь музыкой и разгадывая намеки постановщиков. Булгаковская параллель тянется через весь спектакль, начавшись в московском подвальчике (здесь и потрет Шаляпина в образе Мефистофеля висит), продолжается желтыми цветами в руках Маргариты, сопровождается антраша Коровьева. Здесь есть и отрезанные головы и трость с набалдашником и бесконечный платок Фриды, а оперная Марта вдруг оборачивается булгаковской Геллой. Театр в театре начинается прямо в подвальчике где Мефистофель соблазняет Фауста образом Маргариты, показывая ее с помощью камеры обскура вверх тормашками, продолжается кукольными горожанами среди кукольных домиков и картонными красотами садика Маргариты, вываливающимся из распоротого живота Валентина клоков сена, а заканчивается съемкой на старинный киноаппарат фильмы о страданиях героини и тряпочно обмякшего как кукла Фауста. Слушать музыку оперы так же интересно, как и рассматривать детали постановки: по количеству шлягеров Фауст может соперничать с Травиатой и Пиковой дамой: куплеты Мефистофеля, каватина Валентина, песенка Зибеля, "Ария с жемчугом" Маргариты, любовный дуэт главных героев – здесь есть где блеснуть солистам, а хоры сопровождающие действие с начала до конца, столь же прекрасны как и хоры из Набукко. Интересны и актерские работы: Маргарита в исполнении Елизаветы Соиной хрупка и невинна, но с первого шага по сцене она несет в себе предчувствие трагедии, Мефистофель Алекся Антонова фактурен и неотразим, чудесна Гаяне Бабаджанян в роли Зибеля. Но главный герой спектакля – оркестр по руководством Яна Латам-Кёнига – прекрасного звучания, наполненный жизнью звук, порой говорит нам больше, чем слова. Хочется поблагодарить всех создателей спектакля за полученное удовольствие | ||
Сергей | 10.11.2018 | |
Прежде, чем писать непосредственно отзыв, в качестве эпиграфа хочу привести следующий анекдот. Пошел как-то некий человек к мудрецу, продающему истины, а тот и говорит "А хочешь двойную истину за двойные деньги?" "Хочу", говорит человек. "Ну так знай, что ты дурак, поскольку отдал мне свои деньги. Но ты будешь дважды дурак, если скажешь об этом тем, кто стоит за дверью". А теперь отзыв. Это мой второй поход в "Новую Оперу" на Фауста. Первый раз я смотрел ее весной этого года с другим составом. Вышел с весьма противоречивым мнением и занялся своим образованием - то есть посмотрел в интернете все постановки Фауста, которые мог найти, а их там не мало. Поэтому шел исключительно на Ставинского и он единственный меня не разочаровал. Ставинский на сцене - бог и дьявол в одном лице, КРОМЕ НЕГО В ЭТОЙ ПОСТАНОВКЕ СМОТРЕТЬ БЫЛО НЕКОГО. Жалкий Фауст, который верезжит, как недорезанный кот, а его жалкие попытки вытянуться вверх, чтобы взять высокие ноты, просто смешны. Маргарита, которую сыграли в виде проститутки среднего пошиба, кидающаяся на приманку ввиде драгоценностей и загребающая их жадными лапками. Зибель... это уже вообще нечто непонятное. Про Валентина молчу, я видел в "Новой Опере" другого, он был на 2 головы лучше. Что касается самой постановки. Убожество, просто убожество. К чему пытаться притянуть сюда параллели с Булгаковым? Первоисточник всегда лучше позднейшей копии. В общем, товарищам Одеговой и Мугинштейну надо бы посмотреть в интернете, что было сделано до них, чтобы не позориться самим и Гуно не позорить | ||
Анна | 02.11.2018 | |
На прошлой неделе посмотрела оперу «Фауст» в театре «Новая Опера». Постановка получилась очень красивой и изящной. Декорации невероятны, продумана каждая мелочь. Где бы мы не оказались - в средневековом европейском городке, в великолепном саду, все выполнено очень искусно, красиво. Три с половиной часа пролетели на одном дыхании. Режиссёром спектакля выступила Екатерина Одегова. Она решила дополнить творение Гуно элементами из романа Булгакова «Мастер и Маргарита» (спектаклем посвящён в том числе и 125-летюю Михаила Булгакова). Так в оперу вводится Коровьев-Фагот в клетчатом пиджаке - актёр-мим, покорный прислужник дьявола. В этой опере Мефистофель хочет получить не душу Фауста, а чистую и светлую душу Маргариты. На первое место выводится любовная история. Больше всех мне понравился Евгений Ставинский в роли Мефистофеля. Этот образ ему подходит идеально. Его голос прекрасно лёг в оперные арии. Он был определенным лидером в этой постановке, все мое внимание было отдано именно его персонажу. Мне понравилась и Екатерина Пегова в роли Маргариты. Особенно она проявила себя в последнем третьем акте. Отчаявшаяся, потерянная узница, которая из последних сил взывает к ангелам. Ачатур Бадалян, исполнявший роль Фауста, тоже меня впечатлил. У него потрясающий вокал! В те моменты, когда Мефистофель творит свою чёрную магию, все вокруг приходит в движение: вертятся с бешеной скоростью колеса велосипедов, мигает свет, видно, что творится что-то злое и нехорошее. Спектакль очень красивый, я точно буду рекомендовать его друзьям. Сцена, в которой Фауст из мудрого старца превращается в рокового красавца, очень грамотно и красиво оформлена. Мне понравилось, что «Фагот» показывает нашему герою видение, где тот знакомится с красавицей Маргаритой, при помощи такого специального «потустороннего» проектора. Этот прибор остаётся с нами на протяжении всего представления, он дополняет магическую реальность. Понравилась мне и сцена гулянья на главной площади. Хор очень слаженный. Костюмы и декорации симпатичные. Увидела эти домики и сразу захотелось отправиться в путешествие к любимым «вафельным» крышам. Второе действие поражает своей красотой. Декорации невероятные. Я оценила, что мосты и деревья отражаются в воде. Сцена, в которой Маргарита и Фауст все-таки оказываются вместе, наполеона волшебством. С неба сыплются лепестки роз, а у Мефистофеля в момент его триумфа вырастают два огромных чёрных крыла. В последнем действии мы уже оказывается в потустороннем мире. Здесь не нужны декорации, здесь бродят одинокие души с фонарями в руках. Интересно решена сцена дуэля Фауста с братом Маргариты (а вот и не расскажу вам как, сами посмотрите). Опера получилась очень красивая, динамичная!) Спасибо театру «Новая Опера» за прекрасный вечер! | ||
Елена | 30.10.2018 | |
В конце рабочей недели я пошла смотреть «Фауста» в любимый театр «Новая опера». Шарль Гуно является основоположником нового направления французского оперы с акцентированным лирическим началом. Совместно с либреттистами Ж. Барбье и М. Карре он пишет оперу «Фауст», где ищет ответы на вечные вопросы борьбы желания и разума, искушения и праведничества. Премьера состоялась 19 марта 1859 года, но не имела успеха. Новая редакция оперы с балетной сценой «Вальпургиева ночь» и более мелодичным звучанием вышла через 10 лет. Постановка Екатерины Одеговой и Яна Латам-Кёнига в «Новой опере» наполнена иллюзией. Когда Мефистофель уговаривает Фауста совершить сделку, то с помощью волшебного фонаря показывает ему сначала прекрасный образ Маргариты, затем уютный средневековый городок и романтический розовый сад. Конечно, душа Фуста Мефистофелю не нужна, ведь он сам отказывается от веры в Бога, но с помощью него он планирует добраться до чистой души Маргариты. Первые два действия красочны, волшебны, и наполнены юмором. В них даже есть Клетчатый, который постоянно устраивает забавные пантомимы, да и Мефистофель - тот еще шутник. Также мне понравились идеи с тем, что на трости вместо головы пуделя периодически светит лампочка Ильича, а у Мефистофеля, в момент осуществления его замысла вырастают огромные черные крылья бабочки. Третье действие мрачное и трагическое. И как я услышала из разговоров в гардеробе, многие, как и я, половину не поняли. Даже программка не помогла проникнуть в суть некоторых эпизодов. В целом опера мне понравилась. Музыка была просто волшебная. Ее можно слушать отдельно от действия и получать огромное удовольствие. Солисты тоже были на высоте, Хачатур Бадалян в роли Фауста, и Евгений Ставинский – Мефистофель отлично вписались в свои роли. Екатерина Петрова в роли Маргариты была очаровательна, а Марта (Ирина Ромишевская) – настоящая Булгаковская ведьма. Только не знаю, зачем партию Зибеля во всех составах поет девушка, в данном случае Гаяне Бабаджанян, но в первые минуты ее появления я не поняла, почему она в мужской одежде. Не могу не отметить многочисленный хор, пели восхитительно и выглядели привлекательно. Всем, кто любит необычные постановки известных произведений, советую обязательно посмотреть. | ||
Мадикен | 04.06.2018 | |
Чем меня поражает театр «Новая опера», - все увиденные мною их постановки смотрятся очень легко и нескучно. Опера "Фауст" Шарля Гуно длится целых три с половиной часа с двумя антрактами и заканчивается поздно. Но я ждала, не знаю, как другие зрители, с особенным предвкушением последний акт с балетными сценами, которого… не было. Может быть, про этот факт что-то было написано в программке, но мне ее не хватило. Странный парадокс, но я уже не первый раз остаюсь в этом театре без напечатанного либретто. Забываю купить программку в фойе, а в зале их либо нет, либо заканчиваются прямо передо мной, а бежать вниз капельдинер категорически не советует, хотя время есть. В антракте программок в фойе уже нет. Хорошо, что можно прочитать классическое либретто в интернете в телефоне. Девушки-капельдинеры в театре удивительно равнодушны – ни помощи, ни подсказки, ни либретто принести… Сюжет оперы довольно простой, пересказывать его не буду. Как обычно, сцены, в которых принимает участие весь хор театра, просто восхитительны. В спектакле особенно обращает на себя внимание актер, исполняющий партию Мефистофеля. Гигантского роста, мне показалось, что выше двух метров, и богатырского телосложения, он напоминает Шаляпина. В его исполнении куплеты «Сатана там правит бал» были бесподобны. Да, опера исполняется на французском языке с русскими субтитрами. Маргарита впервые появляется на сцене в странном черном платье и с желтыми цветами в руках. Оказывается постановщики пытались провести параллели с романом Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита", который очень любил "Фауста" и даже что-то позаимствовал из него для своего романа. Но это я узнала позже, на спектакле исполнительница главной женской роли никак не проассоциировалась у меня с той самой утонченной булгаковской Маргаритой. Ее черное платье смотрелось нелепо. Удивило, что в последнем акте одно большое декорационное полотно повесили вверх ногами. Перепутали или это задумка режиссера? Остается только гадать :) Тем не менее, театр мне нравится. Он уютный и очень красивый. Пойду туда ещё! | ||
Инесса | 04.06.2018 | |
Признаться честно, на «Фауста» в театр «Новая опера» я шла с некоторой опаской, почитав весьма противоречивые отзывы на поставленного там же «Лоэнгрина», обещавшие современные костюмы и мискастинг. К счастью, спектакль меня совершенно не разочаровал, а, напротив, порадовал. Это самая настоящая опера, классическая. Поставлено тоже по-классически, за исключением некоторых моментов, о которых позднее. А главное, она на французском, потому что текст Ш.Гуно (субтитры традиционно присутствуют). Я была на русских операх, была на итальянских, но на французской – ни разу. Упомянем, что М.Булгаков был большим поклонником именно «Фауста» Гуно, и опера Гуно — «сквозной персонаж» его творчества; она упоминается, в том числе, и в самом романе. Драматург Михаил Мугинштейн мастерски нашел в «Мастере и Маргарите» отсылки к «Фаусту», и сделал обратные отсылки к роману в «Фаусте». Прежде всего, сам Мефистофель (Алексей Антонов) – невероятно похож на булгаковского Воланда: тут и костюм тридцатых годов, и трость с головой пуделя, и хромота (хотя впрочем, хромота – это канон). Настолько, что я ловила себя на мысли, что называю Мефистофеля Воландом. Они вообще представляли с Фаустом (Хачатур Бадалян) забавную пару: Фауст был маленький, а Мефистофель намного выше, при этом Фауст очень активно до поры до времени Мефистофелем помыкал :) Забавно, что впервые Фауст видит Маргариту на кинематографической ленте, а проектор перед ним раскручивает Мефистофель. Маргарита (Марина Нерабеева), как и ее булгаковская тезка, одета в черное платье и носит в руках желтые цветы, только не мимозу, а нарциссы. В целом, при том, что все остальные герои одеты менее современно, а Мефистофель, Фауст и Маргарита – по моде тридцатых годов, это резко выделяет их из общей массы персонажей. Рыжая фрау Марта (Мария Патрушева) напомнила прототип Геллы. Завистливая и хитрая, она с готовностью вступает в дьявольскую свиту, влюбившись в Мефистофеля – такие души легко попадают в Ад. В третьем действии она уже, как верная служительница дьявола, непрерывно подносит Маргарите новый платок, которым она убила своего ребенка, доводя девушку до отчаянья – и тут мы вспоминаем историю Фриды. Также на сцене присутствует и некий комический персонаж, напоминающий Коровьева из свиты Воланда, который за весь спектакль не произносит ни слова. Он строит героям мелкие козни и издевается над ними. Одним словом, оперу рекомендую однозначно, голоса и актерская игра отличные, постановка классическая, а упомянутые отсылки к «Мастеру и Маргарите», хотя и неожиданны, но, на мой взгляд, вполне уместны (почему бы и нет?) и заставляют задуматься о том, что связь между двумя произведениями больше, нежели кажется на первый взгляд. И кроме того, сам театр «Новая опера» - очень красивый и находится в приятном местечке – саду Эрмитаж. Очень хотелось бы вернуться сюда еще раз :) | ||
|