|
|
АИДА
|
Валентина | 30.04.2019 | |
О музыке. Партитура Ведре пестрит форте. Но обычно её в форте не исполняют. А вот у Тайна максимально близко.За что дирижеру Феликсу Коробову спасибо. Ювелирно. Нежно уважаемый театр даёт оперу «Аида» не часто - это минус . Но всё же поймать можно - это плюс. Вот и у меня пасьянс сошелся и тёплым вечером я шла на оперу в приподнятом чувстве. Уже зная что будет минимализм в декорациях. Александр Тителя. Это меня совсем не пугало. Скорее наоборот. А вот костюмный ряд для меня был немного секретом. Я не люблю просматривать заранее фото к спектаклю. Оставляю это на "сладкое". В постановке ,которую смотрела я, заглавную роль пел тенор Николай Ерохин. Его прекрасный голос уже не раз доставлял удовольствие моему слуху. В программке был указан в роли фараона Максим Осокин. Причём это первое выступление его. Он молод. Окончил учёбу всего то в 2004году. НО! Шикарен! И вы знаете, как бы не изображали фараонов их или наши современники, царь не должен быть слишком худеньким. А вот объемы Максима были настолько хороши в этой версии царя Египта, что невольно любовалась походкой и величием его персонажа. Рассказывать о сюжете оперы я не вижу смысла. Что касается декораций. Я как всегда в восторге. Вроде бы нет ничего на сцене, а так всё отточено подчёркивает драму происходящую на сцене, дополняет нерв ситуации, украшает мизансцену. Аида тут прозрачна, пафос на минимуме. Сила оперы Верди растворилась в камерной личной драме. Вся история сосредоточена на любовном треугольнике. Дочь фараонов, рабыня и он - герой. От массовых сцен где задействованы и детский хор, и артисты миманса, и капеллы не возможно не замереть в восторге. Равнодушным быть тут не получится. У меня от восхищения захватывало дух и бегали мурашки. Великолепное зрелище и изумительное пение возносят на вершину эстетического блаженства! Что меня расстроило? Краски костюмного ряда. Хотелось костюмов ярче. Всё же Египет солнечный край. И хотелось у жрецов золотых шлемов. И не подходят Аиде те цвета в которые её обрядили костюмеры. Не идут Аиде, сильной и благородной, такие тусклые цвета. Не для любящей женщины эти тусклые сиреневый и сине-зелёной. Понятно что она рабыня, но ведь рабыня любимая дочерью первого человека в стране. Значит она должна быть яркой и для услады взора этой женщины. Тут я вынесу выговор Нане Чекки. Аида Тителя совсем не та что в Мариинском театре. Она другая. И она прекрасна от первой и до последней ноты. Аида Тителя не нуждается в пышности, но нуждается в красках. А здесь получилось скромное представление великой империи и трагедии заканчивающиеся кровавым катарсисом. Однозначно что такой Аиды вы точно не видели. И её надо увидеть. | ||
Инесса | 30.04.2019 | |
Текущую версию оперы «Аида» на сцене МАМТ им.Станиславского и Немировича-Данченко поставил Петер Штайн – известный немецкий режиссер, в копилке которого такие шедевры, как 20-часовой «Фауст» в Ганновере, «Орестея» на сцене Театра Российской армии в 1994 г., «Гамлет» и, вот теперь, и знаменитая опера Верди. Зрелище, конечно же, потрясающее. Известный сюжет о храбром герое-полководце Радамесе (уже знакомый и любимый по роли Ясона в «Медее» Николай Ерохин) влюбленного в плененную эфиопскую рабыню Аиду (Мария Пахарь) и борющуюся за его сердце дочь фараона Амнерис (Лариса Андреева), обрастает новыми красками. Прежде всего, декорации: они могут показаться недостаточно роскошными для дворца фараона, но любителям строгого минимализма придутся по душе: просторные залы с колоннами, роскошные покои Амнерис, помост с торжественно играющим оркестром у ворот Фив, наконец, храм Вулкана с лестницами – да, здесь нет золота или настенной росписи, но они и не нужны. Костюмы итальянской художницы Наны Чекки (а она «одевала» и героев знаменитейших фильмов «Первый рыцарь» и «Леди-ястреб»!) все же слегка наводят на мысли о средневековой одежде: роскошные платья (именно платья, а не туники) Амнерис, одеяния жрецов – все они кажутся слишком сложными для египтян. Но этот факт только идет на пользу визуальной составляющей – особенно запоминаются синие парики служанок Амнерис, такие разнообразные лохмотья плененных эфиопов и богатые наряды Радамеса и фараона. Интересен и ход с облачением Аиды и ее отца Амонасро (Антон Зараев) – они «зеркально» одеты в серовато-голубых тонах. Аида Марии Пахарь, без сомнения, легко завоевывает зрительские симпатии. Это решительная, честная девушка, и сила ее непоколебимой любви способна преодолеть все: нападки ревнивой Амнерис, волю отца, приказы фараона и, наконец, даже смерть. Как бы ни любила Амнерис Радамеса, именно Аида разделяет с ним его последние минуты. Как же тяжел выбор, стоящий перед Аидой на протяжении всего действия: отец или возлюбленный? Долг перед народом или честь? Молчание или признание? Но не только Аиде тяжело. Как бы ни была высокомерна и надменна Амнерис, и она ломается под тяжестью своих обязательств: девушка в ужасе от того, что именно она послужила виновницей казни любимого Радамеса, но разве могла промолчать дочь фараона? Она всеми силами пытается спасти его, смягчить приговор, обличает жрецов – но они непреклонны. И в таких обстоятельствах восхитительно прекрасная сцена перерезания вен в храме Вулкана кажется закономерной. Радамес действительно достоин любви двух таких сильных женщин: он смел и великодушен. Радамес просит фараона отпустить пленненных эфиопов, мечтает жениться на Аиде, чтобы освободить ее, и любит девушку всей душой. Именно любовь заставляет его после долгих колебаний согласиться покинуть родину с Аидой, и именно из-за любви он неосторожно открывает ей роковую тайну – дорогу, по которой пойдут войска. Он верен любимой до последнего вздоха, ни уговоры Амнерис, ни угрозы страшной казни – погребения заживо, не заставят его свернуть со своего пути. Традиционно нельзя не упомянуть о великолепном оркестре МАМТа и его дирижере – Феликсе Коробове. Музыка – важнейшая составляющая оперы, она сопровождает нас на протяжении всего действия. И знаменитый триумфальный марш, который часто играется на концертах, звучит особенно прекрасно в контексте действия. Голоса всех солистов также достойны всяческих похвал – но здесь МАМТ традиционно на высоте. По-современному минималистичные декорации, костюмы с налетом Средневековья и действие, происходящее в Древнем Египте, делают «Аиду» Петера Штайна оперой вне времени, симбиозом разных эпох, шедевром, дарящим огромное эстетическое и визуальное удовольствие. | ||
Вера | 04.06.2018 | |
Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко находится в историческом особняке в центре столицы. Великолепный театр! Красивый светлый атриум, музей театра, зал впечатляют. ? Чтобы создавать неординарные оперы, театр приглашает известных театральный режиссёров: Богомолова, Штайна, Гинкаса (премьера! "Макбет") Мне повезло увидеть оперу "Аида" в постановке Питера Штайна "Аида" Джузеппе Верди была написана для Каирского оперного театра. События происходят в Мемфисе и Фивах во времена правления. фараонов. В основе сюжета - трагическая любовь. Предводитель египетских войск Радамес (Нажмиддин Мавлянов) влюблен в служанку дочери фараона Аиду (Елена Гусева). Аида тоже влюблена в него, но на их пути слишком много препятствий. "Аида" Штайна - это настоящая любовная драма. Невероятное эстетическое удовольствие и мурашки по коже. Это 100% моя постановка, поэтому слёзы и эмоции не отпускали долгое время. В декорациях и костюмах правит лаконичность и геометрия, никакой помпезности и исторической вычурности. Главное здесь игра солистов и музыка. Искренность в каждом движении, откровенность в каждой вздохе. ? Ещё один интересный момент: в первый раз смотрела оперу в таком варианте. Помимо основного антракта были и "технические перерывы". Все перемены декораций происходили за занавесом. В таких технических перерывах была своя прелесть. Можно было обсудить увиденное и подготовиться к следующему действию. Всего семь действий, семь смен декораций. Штайн создал на сцене потрясающие картины, наполненные невероятно красивым светом. Словно смотришь альбом с фотографиями. Пространство сцены превращается то в узкий прямоугольник, то открывается вся её глубина. Здесь Штайн виртуозно играет с пространством, то очерчивает и сужает его, то выпускает на волю. Везде читаются геометрические намёки: круг, трапеция, квадрат или прямоугольник. Мои любимые сцены по красоте - это "Храм Вулкана", "Берег Нила" и всё четвёртое действие. Самая масштабная - "У ворот Хив" с интересным решением пьедестала для фараона. Египетская стилистика отлично читалась на сцене, больше не надо, иначе сместится акцент. А акцент должен быть на самом главном - это вокал и музыка. Очень мощное, глубокое исполнение всех главных партий. Чудесный хор! Превосходная игра солистов оперы. Я очень довольна, что попала именно на этот состав! Не зря после каждого действия со всех сторон зрительного зала звучало "Браво"! Опера - это гармоничный синтез слова, сценического действия и музыки. И лично мне кажется, что у Штайна всё получилось великолепно и просто. Даже с таким финалом! Верди создал любовный треугольник, а Штайн его эффектно погубил. Опера исполняется на итальянском языке с русскими титрами. Кстати, у театра есть парковка. При покупке билетов, на сайте вы можете купить и парковочное место. | ||
Надежда | 03.06.2018 | |
Для меня «Аида» в МАМТ им.К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко стала прекрасным примером классических оперных постановок с замечательным исполнением и интересной сценографией, с четким концептом. Именно то, что так удачно разбавляет мой «репертуар», который в последнее время больше нацелен на более смелые и постмодернисткие постановки. В опере 7 картин, каждая из которых казалась мне «ожившим полотном» с папирусов или фресок древнего Египта – те же плоские фигуры в профиль, простые формы с четким контуром, яркое солнце, тусклая луна, гробницы и пирамиды. Художник искусно обошел с хрестоматийным представлением Египта, не впадая в банальные картинки «настоящего Египта» – с одной стороны в оформлении спектакля есть все, что приходит в голову про Египет, а с другой стороны ни одна ассоциация не была показана впрямую, даны намеки, а дальше должно работать воображение, которое способно все сделать самостоятельно. И в целом ощущение Египта было в полной мере, возможно, гораздо больше, чем в случае с явным изображением сфинкса и пирамид. Замечательно поставлен свет, который, возможно, и делал основную работу по превращению объемного пространства сцены в открытки с «плоскими египетскими картинками». Петер Штайн удивительно четко уловил примитивизм древнеегипетских рисунков и сумел трансформировать их в движение актеров на сцене под музыку одной из самых красивых опер мирового наследия с богатой музыкальной окраской. Я была поражена, насколько гармонично уживались «простые театральные формы» со сложным музыкальным полотном. На сцене минимум движений, многие партии исполнены иногда чуть ли не статично, без лишней динамики. Но если картина оживлялась действием, то оно непременно поддерживало развитие событий. Но при этом нельзя не отметить, что во всех картинах, актеры смогли показать чувства героев. И отличное исполнение партий дополнялось сильным окрасом чувств, что в конце концов осталось ощущение, что «Аида» – это не просто опера на исторический сюжет, это в первую очередь история о любви и выборе человека. | ||
Елена | 02.06.2018 | |
Постановка в МАМТе была осуществлена Петером Штайном в 2014году. Как пишется на сайте театра у режиссера была задумка: «соблюдать все авторские указания, чтобы "Аида" из пышного шоу вновь стала тем, чем она была задумана – интимной психологической драмой». Но от масштабов Египта уйти тяжело. Возможно декорации не столь пышны по сравнению с иными постановками (после просмотра глянула на YouTube запись из San Francisco Opera), но на меня они произвели впечатление могущественных строений вполне в духе египетских пирамид. И на фоне этой древней архитектуры разворачивается трагедия любви прекрасной Аиды — ныне рабыни, а когда-то эфиопской принцессы — и начальника дворцовой стражи Радамеса. История - не просто фантазия либреттиста. В качестве исторической канвы Верди взял четырехстраничный набросок сюжета, написанный египтологом Мариеттом Би на основе перевода древнеегипетских папирусов, и вместе со своим французским другом Камиллом дю Локлем развил его в либретто четырехактной оперы. На мой взгляд «интимной психологической драмы», когда в любовный треугольник слишком явно оказывается замешана тема долга и предательства, быть не может. В тот момент, когда Аида пыталась убедить Радамеса последовать с ней и указать безопасную дорогу, в моей памяти возникла прекрасная панночка из Тараса Бульбы...какие шутки с нами играют воспоминания... Но угол зрения можно поменять, и вот уже отважная разведчица пытается выведать у врага необходимую информацию. В общем, сложно это выбирать между просто любовью и любовью к Родине. На Родине есть красивая сладкоголосая Амнерис, в этой роли выступила Лариса Андреева, а тебя зовет сирена Аида в исполнении Елены Гусевой. Голоса сопоставими по красоте и силе, не понимаю, как Радамес мог кого-то предпочесть. Пение Аиды для меня ощущалось водопадом в жарких раскаленных стенах дворца, но и от меццо-сопрано Амнерис веялось свежестью и прохладой. Тенор Радамеса в исполнении Нажмиддина Мавлянова лиричен в разговорах с любимой, но так же в нем есть мужественные маршевые интонации, когда он выступает как предводитель войска. Впечатлил хор, разделенный на три группы, который поддерживал либо верховного жреца Рамфиса, либо Амнерис, либо Аиду. Самая горячая поддержка, на мой взгляд, была у жреца, ведь именно жрецы обладали в те времена реальной властью. Роль Рамфиса исполнял Дмитрий Ульянов. Он был мощен и монументален, как и его замечательный бас. Властью обладает и фараон — отец Амнерис, наверное, именно поэтому Верди также эту партию написал для баса. В постановке роль фараона пел Роман Улыбин. Менее значим по положению в обществе Амонасро — родитель Аиды. Он царь эфиопов, но в данный момент он пленник, а следовательно голос его не так могуч. Андрей Батуркин со своим баритоном отлично воплощает образ страстного, волевого, но слегка однопланового патриота родины. Аида для него, в первую очередь, источник информации и средство проникнуть в планы врага, и уж потом родная кровь. Все исполнители прекрасно смотрятся на сцене. Про разборчивость исполняемого ничего не скажу. Пели на итальянском, я языка не знаю. Для таких, как я не полиглотов, над сценой расположен экран со строкой перевода. В чём, на мой взгляд, преимущество такого варианта: окунаешься в поток мелодии и образов на сцене и чувствуешь вещь как-то по иному, глубже что ли. О, и теперь я не забуду, что Триумфальный марш — это из Аиды (до просмотра думала, что ни с одной мелодией этой оперы не знакома). Еще раз, спасибо огромное театру за постановку, оркестру под руководством Феликса Коробова за прекрасное звучание. | ||
elena | 31.10.2016 | |
были 19/10/2016. понравилось очень!мавлянов-нечаева-супер! режиссура п.штайна такова, что декорации не загромождают сцену, давая акценты на исполнение партий. и только в последнем акте"перепланировка"дополнила трагичности опере. сильно! | ||
Елена | 20.05.2016 | |
Декорации масштабны, оркестр, солисты и хор великолепны... но все словно "понарошку", особенно костюмы. Ни на минуту не покидает ощущение, что это просто сцена, и все артисты дружно играют - то ли в египтян земных, то ли в египтян из "звездных войн". | ||
Елена | 14.04.2016 | |
Прекрасная опера, стильные костюмы и декорации, исполнение на высоте. Особенно восхитила Ксения Дудникова в роли Амнерис. | ||
Ирина | 18.02.2016 | |
Исполнение великолепное, игра актеров выше похвал, костюмы на 4, сценография - жесть, из оперетты 19 века. Штайн не порадовал - все тяжеловесно, слишком долго идет замена декораций, проход войск - не хватало конницы, сцена в будуаре Амнерис - просто отстой. Наверное, 21 век на пороге, можно было придумать что-то более мобильное с декорациями, используя современные гаджеты - было бы проще и актерам и зрителям. | ||
Анюта | 21.09.2015 | |
Ходили на «Аиду» большой компанией, с возрастным диапазоном трех поколений, от 27 до 75 лет. Все единодушно в восторге. Понравилось все: музыка, голоса, декорации, сюжет. Ожидали увидеть декорации и костюмы в более «египетском» стиле, но то решение по декорациям, которое увидели было замечательным. Время при ожидании смены декораций позволяло перевести дух от услышанного и увиденного. Очень мощно звучит хор! Мне кажется, что на сцене в это время было более 100 человек. Спасибо всем за доставленную нам зрителям радость. | ||
Vetka | 20.05.2015 | |
Восхищена этой оперой. Все на высшем уровне - актеры, сценография, костюмы и декорации выше всяких похвал Обязательно второй раз послушаю. | ||
Любовь | 25.12.2014 | |
Блистательный спектакль! Понравилось абсолютно все - постановка, игра актеров и голоса, костюмы и декорации - минималистичные, но такие точные и настолько уместные! - и, конечно, невероятная музыка. Состав был: Анна Нечаева (Аида), Лариса Андреева (Амнерис), Наждмиддин Мавлянов (Радомес). Вечер несомненно удался, получили глубокое эстетическое удовольствие. | ||
Дмитрий | 31.07.2014 | |
Приношу извинения за описку. Дирижировал Ф. Коробов | ||
Дмитрий | 31.07.2014 | |
Это было мое второе знакомство с оперой Аида. До этого слушал в концертном зале Мариинского театра. В первый раз опера понравилась, но не захватила, возможно из- за новаторской постановки. Второе знакомство в данном театре прошло блестяще. Сама музыка – выше всяких похвал. Исполнение оркестром замечательно, дирижировал Ф. Колобов. Саму постановку можно назвать синтезом новаторских идей и классицизма. Блестящая работа режиссёра Петера Штайна. Ряд сцен решены просто блестяще, некоторые с излишним минимализмом, но это выдвигает на первый ряд сольные партии и взаимоотношения героев. Костюмы достаточно хороши…УМОПОМРОЧИТЕЛЬНЫЕ декорации, несмотря на их минимализм. На мой взгляд, полностью решаю поставленные задачи. Особенно в сцене суда Радамеса – полное присутствие внутри пирамиды или какого-то святилища. Из- за достаточно массивных декораций переход на новую сцену осуществляется долго, паузы длятся по 5-7 минут. Зал начинает болтать, гудеть…что выбивает из спектакля. Обычно перестроение декораций стараются провести молниеносно, но здесь это не возможно. Все ведущие партии были исполнены на высоком уровне (ну я не специалист) Аида – Анна Нечаева. Вокально очень хорошо. Её героиня нежна, робка, завораживает в лирических партиях. Но хотелось, что бы она поискала еще каких то красок, т.к. все страдания выражаются только мимикой лица, не всегда это переходит в голос. Амнерис – Лариса Андреева. Вокал на высоком уровне. Прекрасно справилась с ролью. Удались образы и властной дочери фараона, и злой ревнивицы, ну и конечно сцена суда – метания женщины между любимым и своей гордостью реализована на высоком уровне. Для меня именно она стала главной героиней этого спектакля. Радомес – Наждмиддин Мавлянов. Восточные черты лица подходят идеально для данной роли. Вокально справился хорошо. Но его Радомес больше напоминает Ромео по лирики. Хотелось бы больше мужественности, и быть пожёстче, все таки он полководец. В целом замечательные впечатления от спектакля. Найден синтез между помпезностью данной оперы (сцены «в Храме Вулкана» и «у ворот Фивы» решены масштабно, с размахом) и лиричностью, любовной трагедией трех персонажей. Рекомендую эту постановку к обязательному просмотру. | ||
|